На пресс-конференции по итогам переговоров Хисейна Брахима Тахи и Сергея Лаврова главной темой оказались отнюдь не отношения РФ с исламским миром. Фото Reuters
Угроза ядерного взрыва на территории Украины становится все более пугающе реальной. Во всяком случае, такой вывод можно сделать после заявлений официальных лиц в понедельник. Как сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров, Россия намерена обсудить в ООН готовящееся применение Киевом «грязной бомбы». В свою очередь, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба призвал МАГАТЭ направить миссию на объекты в его стране, чтобы опровергнуть российские аргументы.
С воскресенья в России говорят о том, что украинские власти готовят провокацию с применением «грязной бомбы» – то есть взрыв устройства, начиненного радиоактивными материалами. Об этом, в частности, проинформировал министр обороны РФ Сергей Шойгу своих коллег из Франции, Великобритании, США (все три страны обладают своим ядерным оружием) и Турции, претендующей на роль посредника между Россией и Украиной, а также между Россией и Западом. В заявлениях французского и турецкого министерств обороны разговор с российским министром комментируется достаточно осторожно. А вот пресс-релиз британского оборонного ведомства был выдержан в весьма жестких выражениях. «Шойгу заявил, что Украина планирует действия при содействии западных стран, в частности Великобритании, с целью эскалации конфликта в Украине. Министр обороны опроверг эти утверждения и предостерег, что такие заявления не должны использоваться как повод для большей эскалации», – утверждает Минобороны Великобритании. В американском пресс-релизе также подчеркивается, что глава Пентагона Ллойд Остин «отверг любой повод для российской эскалации». Вместе с тем там указано, что министр обороны США «подтвердил важность продолжения общения» с Россией на фоне событий в Украине.
Кстати, тональность пресс-релиза Пентагона резко контрастирует с совместным заявлением внешнеполитических ведомств Франции, США и Великобритании, распространенным Госдепартаментом. В нем подчеркивается, что все три страны «ясно дали понять, что они отвергают очевидно ложные утверждения о том, что Украина готовится применить «грязную бомбу» на своей территории».
Провести переговоры, аналогичные тем, которые инциировал Шойгу, Владимир Путин не планирует. Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Но, как следует со слов Лаврова, о предполагаемом применении «грязной бомбы» Россия готова поговорить в ООН.
«Мы предприняли необходимые шаги и по постановке этого вопроса в международных структурах, прежде всего в ООН в Нью-Йорке, и сегодня наши представители будут этим заниматься в расчете на заинтересованное и профессиональное обсуждение тех проблем, которые мы затронем», – сказал Лавров в Москве, на пресс-конференции по итогам переговоров с генсеком Организации исламского сотрудничества (ОИС) Хисейном Брахимом Тахой. По словам российского министра, «у нас есть информация, конкретная информация относительно тех учреждений в Украине, тех научных институтов, которые обладают технологиями, позволяющими соорудить вот эту самую «грязную бомбу». Лавров подчеркнул, что это «не пустое подозрение» и что информация перепроверялась «по соответствующим каналам».
Глава МИД РФ прокомментировал слова министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы. Тот сообщил, что в ходе беседы с генеральным директором МАГАТЭ Рафаэлем Гросси «официально пригласил МАГАТЭ немедленно направить экспертов на мирные объекты в Украине, которые РФ лживо описывает как места разработки «грязной бомбы». Как уверяет Кулеба, Гросси согласился. Лавров это не подтвердил. «У меня есть информация, что такая просьба господину Гросси поступила, и он, отправляясь в зарубежную поездку, сказал, что будет эту просьбу рассматривать. Но мы знаем, как украинские коллеги любят передергивать факты», – уточнил российский министр. Само МАГАТЭ обещало выпустить заявление, где разъясняется позиция данной организации. Однако на момент подписания номера оно не было опубликовано.
Лавров заверил, что «в вопросе о «грязных бомбах» мы обязательно разберемся до конца» и что «у нас есть интерес не допустить подобной жуткой провокации». Тем временем последствия взрыва публично обрисовал начальник войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил России Игорь Кириллов. По его словам, при подрыве «грязной бомбы» радиоактивные изотопы разнесутся на дальность 1500 км и могут накрыть часть территории Польши. Кириллов заявил, что Украина планирует замаскировать этот подрыв под взрыв российского ядерного боеприпаса малой мощности. «По имеющейся у нас информации, две организации Украины имеют конкретные поручения по созданию так называемой «грязной бомбы». Работы находятся на завершающей стадии», – сказал он.
Таким образом, получается, что на украинской территории запланирована трагедия, сопоставимая с той, что была на Чернобыльской АЭС. Оптимизм внушает лишь то, что российские чиновники говорят о ней не как о решенном деле. Соответственно остается время для урегулирования ситуации путем переговоров. Сам факт обращения РФ к странам Запада означает, что Москва в них заинтересована.