Экономика Вьетнама за последние, тяжелейшие для мирового хозяйства годы сделала большой шаг вперед. Фото Reuters
В эти дни в рамках большого разворота России на Восток отмечается важное событие – 55-летие Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Помимо того что ассоциация является экономической организацией, она занимается и политическими, глобально значимыми вопросами, что выгодно отличает ее от аналогичных объединений полушария и дополнительно повышает роль в мире, для России в частности. После возникших в 2014 году тотальных проблем с Западом России необходимо было на что-то опереться на Востоке. И системные интеграционные объединения подходят для этого лучше всего. В Азии их хватает – достаточно назвать такой форум, как АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) или регулярный Восточноазиатский саммит. Но все же АСЕАН выделяется даже среди них.
Итак, АСЕАН – 55 лет, а Россия сблизилась с ней в 1991 году, более 30 лет назад, в дальнейшем лишь повышая уровень взаимной интеграции через партнерство по диалогу вплоть до партнерства стратегического. Однако следует сказать прямо, что за все эти годы вал официальных мероприятий перекрыл реальную, то есть заметную для каждого российского гражданина и потребителя отдачу от такого плодотворного, на мониторе компьютера, сотрудничества.
Из 10 стран – членов АСЕАН нам хорошо известны все, кого ни назови, начиная с Индонезии, однако вплоть до сегодняшнего дня, как я уже подчеркивал в «Независимой газете» (см. номер от 29.11.21), наиболее заметным флагом АСЕАН для нас по-прежнему является Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ). Хотя сам Вьетнам получил членство в АСЕАН не с начала ее основания, а уже в 90-х годах.
Скажу больше, такое положение вещей вызывает даже некоторую ревность среди российской научной общественности, профессионально занимающейся зоной Юго-Восточной Азии (ЮВА) и соответственно АСЕАН. Роль Вьетнама им приходится как бы слегка «разбавлять», чтобы все члены блока смотрелись для нас на равных.
Не хочу здесь касаться конкретных цифр, так как в конечном счете они зачастую не определяют реального положения вещей и уводят от главного. Тем более что цифры вообще вогнали бы нас в пессимизм, так как Россия находится далеко не в верхней части рынков АСЕАН. Поэтому скажем проще: показатели взаимодействия с АСЕАН нас не устраивают, требуется иная бухгалтерия.
Вот и сейчас, в юбилейный для пары РФ–АСЕАН год, когда проводятся тематические мероприятия, снова звучит много слов о взаимной интеграции и особом значении для нас моста в Юго-Восточную Азию. Но мероприятия пройдут, пойдет – уже пошел – 56-й год нашего сотрудничества, а россияне, находящиеся не в самой спокойной полосе своей истории, опять не заметят мощного и во многом спасительного маяка из Азии. Одной дипломатией, датами, конференциями и симпозиумами, как говорится, сыт не будешь.
В профильных вузах РФ 55-летие АСЕАН отмечается докладами на темы, основанные на таких словосочетаниях и терминах, как «динамика взаимодействия», «региональные процессы и глобальный контекст», «достижения, вызовы и перспективы», «экспертный диалог», «перспективы сотрудничества в области водных ресурсов», «ЮВА в условиях глобальной турбулентности» и т.п. Однако на деле мы снова и снова видим стремление, энтузиазм того же самого Вьетнама рассказать, сообщить россиянам об АСЕАН, нарастающий поток вьетнамских продуктов в российских магазинах, включая экзотику. Мы видим те же изделия швейной промышленности из Малайзии в российских торговых центрах. Но мы по-прежнему не видим у нас активности Сингапура, экспансии – в хорошем смысле слова – Индонезии (как это было, кстати, в хрущевские времена) или «нашествия» Брунея.
Все так же, как и много лет назад, более-менее на своих позициях держится отдых россиян в Таиланде. И безусловно, многие наслышаны о заботливости филиппинских нянь для отдельно взятых русских семей, но эта информация уже не новая, ей лет 10–15. Таким образом, в реальной жизни, вне дипломатических факультетов, аудиторий и кафедр, главным мотором АСЕАН для нас остается Вьетнам, нравится это кому-либо из наших профессоров или нет.
В российских СМИ тоже заметили этот перекос в работе АСЕАН, предложив считать Вьетнам новым «азиатским тигром», к которым как раз и относят представителей ЮВА: Малайзию, Таиланд, Индонезию, Филиппины. Но с таким количеством «тигров» и «драконов» неизбежно возникает путаница, поэтому для лидеров АСЕАН было бы уместно найти новое условное наименование. К примеру, я предложил в 2020 году вьетнамским студентам и школьникам провести на эту тему конкурс, чтобы найти запоминающийся образ для обозначения вьетнамской экономики, рвущейся вперед. На мой взгляд, в качестве такого символа неплохо смотрелся бы буйвол.
Эти новые, яркие символы помогли бы нам, России, не только лучше ориентироваться при «взгляде на Восток», но и осуществить реальный прорыв в азиатские дела, где нет пока ни антироссийских санкций, ни давления, ни угроз. Но время ждать не может, а льготы вечными не бывают.
Более активная позиция РФ в азиатском направлении должна состоять не только в организации форумов и проведении мероприятий. Время официоза и дежурных заявлений чиновников ушло. Если мы хотим «зазвучать» на той стороне света, надо давать также рецепты по решению наиболее сложных политических проблем региона. Одной из таких для ЮВА и АСЕАН ключевых проблем является территориальный спор между рядом стран в отношении акватории и островов Южно-Китайского (Восточного) моря. Страны спорят с Китаем, и АСЕАН уже приняла на этот счет много совместных полезных резолюций, однако «джонка» и поныне там.
Мы видим, как накаляется и другой спор, в Тайваньском проливе, который может завершиться совсем не так, как хотелось бы России и ее главным партнерам в Азии. Но чего же добилась на данный момент Москва – с 1991 года, когда впервые было открыто диалоговое окно с АСЕАН, – в деле укрепления региональной безопасности? Кроме шаблонных слов, пока что нет ничего. А партнеры России оттуда просят, напоминают: Россия, приди, Россия, помоги… Долго так продолжаться не может. А в это время, как я уже сказал: доклады, семинары, форумы. Неспешное течение слов и мыслей: «новые реалии сотрудничества», «платформа для решения проблем современности», «разнообразие и инклюзивность», «экологическое транснациональное гражданское общество в ЮВА»…
В российских СМИ много иронизировали по поводу визита американских конгрессменов во главе с Нэнси Пелоси на Тайвань. Но если в регионе случится что-то страшное, то о нашей неспешной, вялотекущей экономике, пусть даже чуть ниже по «течению» китайских морей, можно будет забыть. В конце концов и деньги, которые Москва выделяет на взаимодействие с ЮВА, должны трансформироваться в дела. Но пока что мы этого не видим.
«Буйвол» Вьетнама, этот трудяга, все так же тянет на себе АСЕАН в массовом российском сознании. Но делает он это не на пустом месте. Экономика страны за последние, тяжелейшие для мирового хозяйства годы сделала большой шаг вперед, включая такие направления, как продовольственный вопрос, права человека, экология. Это видно не только при взгляде из России.
Только что закончился период работы Вьетнама в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН, и он тут же был выбран членом Совета по правам человека ООН 2023–2025 годов (кроме него, из дальней Азии там только Бангладеш). С учетом нарастающих проблем РФ на международных направлениях, особенно в тонких мирах сферы прав человека, было бы неплохо вывести работу с ЮВА, АСЕАН и СРВ на абсолютно новый уровень.
Говоря о Вьетнаме, следует не забывать, что он имеет стабильную экономическую и политическую внутреннюю среду с множеством стимулов и преимуществ для международных инвесторов, включая Россию как наиболее приоритетного участника и друга. России, выступающей в ЮВА в качестве инвестора, в приоритетном порядке надо давать деньги таким, как Вьетнам, используя имеющиеся, а не теоретически возможные базы в регионе. Вьетнам абсолютно внятен, вполне предсказуем в логике своих действий, в отличие от многих других стран, которые в условиях той самой «мировой турбулентности» вызывают бесконечную озабоченность в докладах ученых.
Общемировые вопросы, завязанные на Юго-Восточную Азию и Китай – а это в целом один и тот же круг тем, – сегодня должны быть решены с участием России. Иначе здесь обойдутся уже без нее.
Что же касается Вьетнама, он не хотел бы пережить еще одну катастрофу в истории отношений со своим великим другом на севере, как это было в том же 1991-м. Даже нашему гарантированному другу и союзнику Вьетнаму непросто иметь в сегодняшнем мире независимую позицию и вести сбалансированную политическую линию. Остальным членам АСЕАН – партнерам России это делать еще сложнее.