Фото сайта consilium.europa.eu
Совет ЕС по иностранным делам принял решение создать миссию Евросоюза по оказанию военной помощи Украине (EUMAM Ukraine). С ее помощью украинских военных будут, в частности, обучать обращению с вооружением, которое их стране предоставляет Запад. Так незаметно меняется характер функционирования самого Европейского союза. Благодаря украино-российскому конфликту ЕС все активнее трансформируется из исключительно невоенной организации к структуре, которая занимается вопросами обороны, не полагаясь, как ранее, исключительно на НАТО и США.
В Люксембурге на заседании Совета ЕС по иностранным делам было принято много важных решений. Так, там было оговорено введение новых санкций против Ирана из-за нарушений прав человека. В Исламской Республике с сентября бушуют протесты, связанные с гибелью 22-летней Махсы Амини. Девушка погибла (по официальным данным – из-за внезапного сердечного приступа, по неофициальным, которым доверяют протестующие, – из-за жестоких побоев) в отделении полиции, куда ее доставили, так как ее хиджаб не полностью прикрывал волосы. В санкционном иранском списке ЕС теперь окажется 97 физических и 8 юридических лиц. Это, конечно, затруднит диалог с европейскими странами о восстановлении «ядерной сделки» и снятии санкций с Ирана. Европейцы потеряют деньги и надежду на доступ иранской нефти на мировой рынок. Иран может углубить свое партнерство с Россией, в том числе в военной области. Правда, власти Исламской Республики категорически отрицают, что поставляют Российской армии свои боевые беспилотники. Но в данном случае для стран Евросоюза принципы дороже денег.
То же самое можно сказать и о решении, вынесенном Советом ЕС по Украине. Стране выделяется 500 млн евро из средств Европейского фонда мира. Раньше эта финансовая структура оплачивала преимущественно миротворческие операции ЕС в Африке. Теперь она работает на помощь украинской армии. Это уже шестой транш помощи Украине. Всего страна получила поддержку от Европейского фонда мира на сумму в 3,1 млрд евро. Из 500 млн примерно 490 на закупку, техническое обслуживание и ремонт военной техники, выделяемой стране европейцами.
Но самым важным решением Совета ЕС по иностранным делам станет создание миссии EUMAM Ukraine с оперативным штабом в Брюсселе. Ее возглавит вице-адмирал Эрве Блежан. Мандат миссии рассчитан на два года. В ее рамках будет проводиться военная подготовка украинских военных на территории стран ЕС. В частности, их будут обучать обращению с техникой, которую предоставляют украинской армии европейские государства. «Целью миссии является содействие повышению военной способности Вооруженных сил Украины эффективно проводить военные операции, чтобы позволить Украине защитить свою территориальную целостность в пределах международно признанных границ, эффективно осуществлять свой суверенитет и защищать гражданское население», – отмечается в коммюнике по итогам заседания Совета ЕС.
Таким образом, Евросоюз, а не только НАТО или отдельные страны Европы, прямо и официально подключается к делу военной поддержки действий украинских вооруженных сил. Это очень важная перемена в процессе функционирования данной организации. Заведующий отделом социальных и политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер в комментарии «НГ» отмечает, что создание миссии EUMAM Ukraine в определенной мере сдвигает вектор работы ЕС с экономики, которая для Евросоюза является главным направлением, в сторону военно-политической составляющей. Но полностью революционной переменой это назвать нельзя. «Собственно, военный союз, объединяющий европейские государства, уже есть. Невозможно разделить НАТО и ЕС. В обе организации входят по существу одни и те же страны. Кроме того, даже в Уставе Евросоюза прописано, что страны – члены ЕС принимают совместные действия по оборонной политике», – говорит Швейцер.
Тенденция к тому, чтобы и в рамках Евросоюза решались оборонные вопросы, была и ранее. Традиционным лоббистом этого является Франция. Но украино-российский конфликт кардинальным образом изменил отношение европейцев к оборонной тематике. Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель не так давно сетовал на то, что у стран ЕС вместо настоящих армий есть «бонсай-армии» – следствие того, что в Европе никто не верил в возможность большой войны. Теперь ситуация изменилась, и это отражается в том числе в изменении оборонной политики.