Постпред России при ООН Василий Небензя стал свидетелем голосования, в котором 141 страна не поддержала РФ, а лишь пять поддержали. Фото Reuters
В четверг в Астане полтора часа длилась беседа Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. Однако, если судить о ее содержании по сообщениям официальных лиц, ясности относительно того, возможны ли мирные переговоры по Украине, не прибавилось. При этом прошедшее накануне заседание Генеральной Ассамблеи ООН показало, что позицию России поддерживает подавляющее меньшинство государств.
Разговор Путина и Эрдогана в Астане на полях VI саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) обещал стал центральным международным событием 13 октября, затмив даже завершающий день саммита НАТО в Брюсселе, где обсуждались в том числе меры защиты Европы от возможного ядерного и неядерного удара со стороны РФ. Главным итогом заседания альянса стало объявление о так называемой европейской инициативе «Небесный щит». Проект, в котором участвуют Германия, Великобритания, Норвегия, Словакия, Венгрия, Латвия, Болгария, Бельгия, Чехия, Финляндия, Литва, Нидерланды, Румыния, Словения и Эстония, должен срочно ликвидировать пробелы в системе ПВО, защищающей европейские государства – члены НАТО. В частности, он призван обезопасить Европу, насколько это возможно, от ударов баллистических ракет. А переговоры двух лидеров в Астане должны были дать ответ на вопрос, относится ли данный удар в обозримом будущем к области фантастики или при определенных обстоятельствах может стать реальным.
На этой и прошлой неделе в прессе появлялись сообщения со ссылкой на источники о некоем одобренном Вашингтоном плане по урегулированию ситуации в Украине, который имеется у Эрдогана. Этот план якобы включает переговоры России – с одной стороны и США, Франции, Германии и Великобритании – с другой. Участие Украины в этих переговорах, видимо, не предусматривалось. Но ее интересы предполагалось учитывать. Накануне саммита СВМДА министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу призвал к скорейшему перемирию между РФ и Украиной. «Должен начаться процесс, который гарантирует территориальную целостность Украины. Без прекращения боевых действий «здоровый» разговор об этих вопросах невозможен», – цитирует его слова агентство AFP. Как следует из заявления журналистам помощника главы Российского государства Юрия Ушакова, предложений от Эрдогана, касающихся мирных переговоров с Западом, ожидают и в Кремле. «Все идет к тому, что турки, конечно, свои возможности не упустят и будут что-то предлагать. Как мне кажется, большая доля вероятности такого развития», – сказал он.
Встреча двух президентов, на которую, кстати сказать, Путин пришел вовремя, не заставив своего собеседника ждать, длилась сравнительно недолго и оставила в связи с этим много безответных вопросов. Перед ее началом Эрдоган действительно говорил о необходимости прекращения конфликта путем переговоров, что было бы, как турецкий лидер считает, наилучшим выходом из сложившейся ситуации. Как он афористически заметил, «в войне не будет победителей, а в условиях справедливого мира нет проигравших». Однако по окончании встречи пресс-секретарь президента РФ в ответ на вопрос, обсуждали ли оба лидера тему Украины, ответил: «Нет». По его словам, эта тема «вообще не затрагивалась». А Ушаков отметил, что идея пятисторонних переговоров «никем не конкретизировалась» и «повисла только в СМИ». Также Песков сообщил, что не готовятся переговоры Джозефа Байдена и Путина на полях саммита G20, который состоится в ноябре. «Ни мы, ни американцы этого не инициировали», – сказал он. На днях президент США в интервью CNN допустил, что на этом саммите переговоры с Путиным все-таки могут быть.
Турецкий и российский лидеры, судя по заявлениям до и после их встречи в Астане, вели разговор в первую очередь о двусторонних отношениях и совместных проектах. Они обсудили вопрос о создании газового хаба на турецкой территории, сделку по вывозу зерна из Украины и достройку силами российских специалистов АЭС «Аккую» в Турции. Путин при этом подчеркнул, что газовый хаб мог бы стать инструментом ценообразования на газ: «Мы могли бы регулировать их (цены. – «НГ») на нормальном рыночном уровне, без всякой политической окраски».
Оба лидера не упоминали о прошедшем накануне в Генеральной Ассамблее ООН голосовании по резолюции, осуждающей присоединение к РФ новых территорий. Против нее помимо, собственно, РФ отдали свой голос Сирия, Белоруссия, КНДР и Никарагуа. Иран, который в западной прессе обвиняют в продаже беспилотников России, в голосовании не принимал участия, равно как и Венесуэла. Эритрея, не поддержавшая в марте резолюцию, осуждающую действия России в Украине, на этот раз воздержалась, как Китай, Индия и еще 32 государства. При этом постоянный представитель Индии при ООН Ручира Камбодж дала разъяснение, из которого следует, что ее страна действия РФ все-таки не поддерживает. «Исходя из четкого убеждения относительно поиска возможностей для мирного разрешения конфликта посредством диалога и дипломатии, Индия приняла решение воздержаться», – сказала она.
А вот за резолюцию проголосовало 141 из 193 государств – членов Генассамблеи. Среди них оказались все государства арабского мира, кроме воздержавшихся Судана и Алжира, подавляющее большинство государств Латинской Америки и, разумеется, Европа. Резолюцию поддержала и Венгрия, чью позицию в ЕС нередко трактуют как чуть ли не пророссийскую, и, что показательно, Турция.
***
За дипломатическими баталиями наблюдали авторы общественно-политических Telegram-каналов. «Интересно, каковы бы были результаты голосования, если бы Россия смогла продвинуть своё предложение о тайном волеизъявлении, без надзирающего ока США? Однако глава евродипломатии Боррель уже высказал беспокойство «слишком большим числом воздержавшихся при голосовании на ГА ООН». Немудрено, ведь воздержались страны, в которых проживает 50,6% населения планеты», - пишут авторы канала«Мюсли вслух».
«Беспощадный пиарщик» обращает внимание на выступление главы европейской дипломатии на совещании послов Европейской дипломатической службы: «Откровенность местами, конечно, зашкаливает. Как и частичное осознание полного тупика. Но, в целом, придирчивый анализ говорит внимательному читателю о том, что объединенная Европа малодееспособна и попала в ловушку собственных идеологических установок».