Байден считает, что у КНР больше возможностей подорвать существующий миропорядок, чем у России. Фото Reuters
Белый дом опубликовал новую Стратегию национальной безопасности. В ней Россия называется опасной, но минимум на 10 лет приоритет отдается противостоянию с Китаем. Именно у КНР, как считают в Вашингтоне, есть не только желание, но и возможности изменить миропорядок. Ближайшее десятилетие, по мнению авторов стратегии, станет ключевым в борьбе за ценности свободы, демократии и открытого мира. Между тем в стратегии имеются и свои противоречия, не совсем увязывающиеся с реальным внешнеполитическим курсом США.
C некоторой задержкой администрация Джозефа Байдена все-таки обнародовала свою Стратегию национальной безопасности. В такого рода документах обычно фиксируются главные внешнеполитические приоритеты того или иного президента.
Команда Дональда Трампа опубликовала Стратегию национальной безопасности спустя 300 дней после его победы на президентских выборах 2016 года. А Байдену, чтобы подготовить аналогичный документ, понадобился в два раза больший срок.
«Эпоха постхолодной войны закончилась, и теперь между крупными державами идет соперничество за то, как все пойдет дальше», – заявил помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан, выступая в Джорджтаунском университете, где он рассказывал о содержании стратегии.
Китай в 48-страничном документе признается гораздо более опасным и мощным противником, нежели Россия, способным добиваться своих целей, касающихся изменения мирового порядка как за счет экономической и технологической мощи, так и дипломатических грамотных шагов. И это невзирая на то, что вышедший в свет документ должен был появиться еще зимой, но именно из-за конфликта в Украине было решено отсрочить его публикацию. Россия же хотя и признается прямой и непосредственной угрозой открытому миру, но в целом ей уделяется не первостепенное внимание в силу того, что она предстает в стратегии приходящей в упадок, отмечает New York Times.
Газета подчеркивает, что Байден, несмотря на то что он не пользуется репутацией «ястреба» и сторонника гонки вооружений, все-таки выступает за усиление оборонного сектора. Однако более важным источником политической мощи Америки должны стать традиции демократии, указано в стратегии. США в целом обращают на ценности все большее внимание, так как, с одной стороны, свободе и демократии грозит опасность, но с другой – нередко Белый дом не может предложить союзникам тех финансовых ресурсов, которые есть у КНР. Особенно этот контраст проявился во время визита госсекретаря США Энтони Блинкена в африканские страны, для большинства из которых важны не столько зеленые технологии, предложенные Вашингтоном, сколько промышленное развитие (см. «НГ» от 10.08.22).
Белый дом заявляет, что «не позволит» России добиваться своих целей, используя шантаж ядерного оружия либо его применение, но при этом конкретных действий к этому не оговаривается. При этом нынешнее десятилетие называется решающим в деле улаживания конфликтов и защиты ценностей демократии.
«Мы будем уделять приоритетное внимание сохранению устойчивого конкурентного преимущества перед КНР, одновременно сдерживая все еще чрезвычайно опасную Россию», – говорится в документе. Главной точкой приложения американских усилий называется Индо-Тихоокеанский регион.
Директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта при МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Рогулев в разговоре с «НГ» отметил, что хотя стратегия и является конъюнктурным документом и лишь обозначает цели без конкретики, но в ней все равно есть множество фактических противоречий.
«США выступают за сокращение эскалации, но сами зачастую ее провоцируют. Также в документе говорится, что Вашингтон выступает за мирное решение конфликтов и против формирования блоков, но на практике оказывается иначе», – считает он. Именно такая стратегия позволяет американцам доминировать и решать многие проблемы чужими руками. «Американцам всякий раз удается грамотно использовать кризисы в своих интересах», – подчеркивает Рогулев.
Вместе с тем эксперт напомнил, что не всегда слово Вашингтона имеет определяющее значение. «Особенно показательной была ситуация с Соломоновыми островами, которые особо и не скрывали того, что Пекин просто способен им дать больше. Страны Персидского залива, Пакистан и Турция тоже периодически идут против устремлений Белого дома», – говорит Рогулев. Он добавил, что, даже объявив Китай главной угрозой, США несколько смягчили прежнюю риторику. Белый дом отмечает, что мирное сосуществование все-таки возможно и прерывать экономических связей, которыми две главные державы повязаны, не будет.