Первый месяц премьерства Элизабет Трасс шотландские националисты назвали «худшим в истории Британии». Фото Reuters
Четыре британских министра в воскресенье призвали однопартийцев-тори объединиться вокруг премьер-министра Элизабет Трасс, невзирая на разногласия. К таким активным защитным действиям их подтолкнули серьезные сомнения многих представителей Консервативной партии в компетентности Трасс и ее подчиненных после представления экономического плана, не нашедшего поддержки у населения и специалистов по финансам. Усугубляется это хлесткой критикой со стороны оппозиции и шотландских националистов. В итоге растет вероятность того, что тори попытаются сместить Трасс, чтобы увеличить шансы на победу на будущих парламентских выборах.
Авторами письма в поддержку Трасс выступили, в том числе, ее соперницы по выборам главы партии: министр внутренних дел Суэлла Браверман и лидер Палаты общин Пенни Мордонт. С ними согласились еще двое бывших оппонентов Трасс: канцлер Герцогства Ланкастерского Надим Захави и министр охраны окружающей среды Ранил Джаявардена. Они заявили, что в случае раскола Консервативная партия может в скором времени оказаться в оппозиции: то есть потерять власть, имея в виду вариант с потенциальными парламентскими выборами. Их тори точно проиграли бы, поскольку они отстают от лейбористов по рейтингам: за партию Оппозиции Его Величества проголосовали бы 54% британцев, а за консерваторов - 21%, по данным YouGov. По информации исследовательской компании, рейтинг одобрения правительства достиг небывалого минимума в 11%.
Надо отметить, что среди тори есть и ярые противники нового кабинета. Так, Майкл Гоув, один из идеологов брекзита, занимавший видные посты при Борисе Джонсоне, высказал мнение, что идея использовать средства, взятые в долг, для снижения налогов не соответствует «ценностям партии». Его позицию разделяет и бывший министр транспорта Грант Шэппс.
А уж оппозиция критикует Трасс и подавно, называя планы ее кабинета дорогой в «экономическую катастрофу». Лидер Шотландской национальной партии (ШНП) в Палате общин Иан Блэкфорд назвал первый месяц работы Трасс «худшим за всю историю Британии». Тори, поддерживающие Трасс, пытаются доказать однопартийцам, что нельзя допускать разъединения в том числе и потому, что ШНП и лейбористы действуют заодно. Таким образом, сторонники единения стараются использовать и тему угрозы шотландского сепаратизма. А глава ШНП Никола Стерджен как будто даже потакает им в этом, заявляя, что она намерена добиваться проведения нового референдума о признании независимости Шотландии уже в 2023 году. Но все эти доводы тори пока тают перед неуверенными и неудачными шагами нового кабинета министров.
«Трасс по опросам Opinium имеет рейтинг -47%, а по данным YouGov- -59%. Это худший показатель в истории. При этом партийная конференция, которая должна была сплотить тори, выявила новые разногласия. Например, министр внешней торговли Кеми Баденох позволила не согласиться с предложенной индексацией пособий не к инфляции, а к зарплате»,– сказал старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин.
В разговоре с «НГ» эксперт отметил, что в партии уже задумываются о том, как сместить Трасс, чтобы подойти к следующим выборам с меньшими имиджевыми потерями. Сразу формально этого сделать невозможно: в первый год после избрания вотум недоверия нельзя выносить, согласно партийному уставу. Нужно либо ввести изменения в устав, усилив давление на Комитет 1922 года, либо использовать малейший скандал, чтобы «затравить» нового премьера, как это сделали в 2003 году с главой партии Ианом Дунканом Смитом, который платил из казны зарплату жене, якобы исполнявшей функции секретаря, но на самом деле не работавшей.
Охошин подчеркнул, что нынешние условия ставят Трасс в положение, когда ей нужно провести непопулярные меры: сократить госрасходы и чиновничий аппарат, социальные расходы, повысить косвенные налоги. В этом схожесть ее положения с Маргарет Тэтчер. Но до последней Трасс пока явно не «дотягивает».
«Трасс не решается предпринять подобные «ликвидационные меры», хотя именно в таком авторитарном непопулярном стиле и действовала «Железная леди». Нынешний премьер копирует стиль поведения Тэтчер, но при этом авторитарно прекратить разногласия и проявить волю пока не способна»,– считает эксперт.
Он напомнил, что Тэтчер разъясняла населению необходимость принимаемых мер: стране нужно было стать конкурентоспособной в кризисные годы. Трасс же пока убедить британцев в своей правоте не может, при этом отказ от понижения 45-процентной ставки подоходного налога на самых богатых граждан Британии показывает неуверенность ее линии.
«Чем-то это напоминает попытку Терезы Мэй заручиться поддержкой без наличия своего четкого мнения. В итоге ей пришлось буквально в слезах покинуть свой пост»,– рассуждает Охошин.