Вашингтону нужны не столько хорошие отношения с Венесуэлой, сколько ее нефть. Фото Reuters
Белый дом готов ослабить санкции против Венесуэлы в обмен на согласие президента страны Николаса Мадуро провести конкурентные президентские выборы с участием оппозиции в 2024 году. Газета Wall Street Journal, сообщившая эту новость, утверждает, что речь идет о выгодной действующим властям южноамериканского государства сделке. Если эта информация верна, получается, что обе страны примирятся окончательно. Но на практике договориться будет непросто как из-за твердой позиции США в отношении нынешнего режима, так и из-за вероятного желания Каракаса получить гарантии.
Газета утверждает, что в обмен на политическую либерализацию Мадуро добьется того, чего давно хотел: мер, которые позволят улучшить плачевную экономическую ситуацию в его стране. Хотя за последние два года ситуация в экономике Боливарианской республики несколько выправилась, но в 2022 году значительных экономических последствий от увеличения цены на углеводороды в Венесуэле не было. Ведь она из-за санкций не может продавать большие объемы нефти. По данным Wall Street Journal, в рамках сделки с Мадуро США разрешат начать нефтедобычу в Венесуэле американскому энергетическому гиганту Chevron. Таким образом, Боливарианской республике предоставят определенный доступ к американскому и европейскому рынкам углеводородов. Также речь может идти о разморозке активов страны в банках Соединенных Штатов.
Новость о возможном смягчении санкций в отношении Венесуэлы и скором выходе страны на европейский и американский нефтяные рынки появилась, похоже, не случайно. Напрашивается предположение, что она имела целью несколько смягчить информационные последствия решения ОПЕК+ о сокращении добычи нефти, что повлечет за собой повышение цен на бензин в США. Вскоре после публикации в Wall Street Journal Белый дом принялся доказывать, что на односторонние уступки Мадуро идти не собирается. Спикер Совета национальной безопасности США Адриэн Уотсон специально разъяснила, что без конструктивных шагов со стороны венесуэльского режима об ослаблении санкций не может быть и речи. Впрочем, доводы Wall Street Journal это разъяснение не опровергает. Ведь в публикации речь идет именно о сделке: санкционный режим ослабляется только в обмен на согласие Мадуро провести честные президентские выборы и активизировать диалог с оппозицией. Даст ли он такое согласие? Судя по некоторым действиям администрации Джозефа Байдена, там этого очень ждут.
С начала конфликта России и Украины Вашингтон сделал ряд сигналов Каракасу, свидетельствующих о том, что США готовы договориться с Мадуро. Это и разрешение итальянской Eni и испанской Repsol перевозить венесуэльскую нефть, и недавнее освобождение племянников первой леди Венесуэлы Силии Флорес, отбывавших срок за контрабанду наркотиков. Наконец, США проявили готовность найти общий язык с другими леваками, находящимися у власти в Южной Америке. В соседней с Венесуэлой Колумбии, которая годами считалась проводником влияния Вашингтона в регионе, летом победу на президентских выборах одержал Густаво Петро. Этот бывший марксистский партизан, не рассорившись с США, сразу же после прихода к власти принялся налаживать отношения с Мадуро. Вашингтон данному процессу как минимум не препятствует, о чем говорит и визит в колумбийскую столицу госсекретаря Энтони Блинкена. На прошлой неделе произошло знаковое событие: была открыта граница между Венесуэлой и Колумбией, прежде, кстати, годами балансировавших на грани начала боевых действий.
И все же переоценивать степень готовности США наладить отношения с Мадуро не стоит, предупреждает директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец.
«Вашингтон скорее дает знаки, что готов к переговорам. Но их можно вести сколько угодно долго, как это делают, например, в случае с Ираном. Стратегически ситуация не изменилась. Из всех сигналов самый важный – это освобождение родственников Мадуро. Что же касается Колумбии, то Петро ясно дал понять, что хотя он и приводит отношения двух стран к нормализации, но в то же время выступает против нарушения прав человека в Венесуэле», – полагает эксперт.
В разговоре с «НГ» Хейфец подчеркнул, что на переговорах Каракаса и Вашингтона неизбежное влияние на Мадуро оказывают и различные группы элиты. Это не только армия, но и руководство страны разных периодов. У каждой из групп влияния тоже есть свои интересы, которые Мадуро должен учитывать. Наконец, Венесуэла во многом зависит от Китая. Речь идет в том числе о прямой финансовой зависимости. Еще в 2007 году Уго Чавес взял у Пекина в долг 50 млрд долл., которые сейчас оплачиваются поставками нефти. Не факт, что КНР так уж заинтересована в том, чтобы внешенполитический вектор Венесуэлы резко сменился. «Ко всему прочему, в случае с той же нормализацией отношений Кубы и США при Бараке Обаме подобный шаг поддерживал Конгресс. Сейчас же все в американском парламенте не так просто, и очень важно, как пройдут ноябрьские промежуточные выборы», – сказал эксперт.