Начиная с декабря греческие танкеры будут перевозить только ту российскую нефть, цена которой ниже установленного потолка. Фото Reuters
Послы стран ЕС согласовали восьмой пакет санкций против РФ, который, как ожидается, вступит в силу уже 6 октября. Судя по тому, что о нем было известно днем ранее, новые рестрикции почти соответствовали предложениям Еврокомиссии. Пополняется черный список физических и юридических лиц, запрещаются юридические и IT-услуги российским организациям, ограничивается экспорт технологий и продлевается запрет на ввоз в ЕС обширного списка товаров из России – от сталелитейной продукции до сигарет. Самая же интригующая часть пакета касается введения потолка цен на российскую нефть. Запад приступил к попыткам придать рестрикциям против РФ глобальный характер.
В среду Комитет постоянных представителей стран ЕС (Coreper) утвердил новый санкционный пакет – ответ на официальное присоединение к России территорий Запорожья, Херсонщины и Донбасса. Пакет будет рассмотрен на стартующем 6 октября неформальном саммите Евросоюза в Праге. Но это не более чем формальность. Как ожидается, 6 или 7 октября, состоится публикация текста санкционного пакета в Официальном журнале ЕС. То есть рестрикция будет введена в жизнь.
Комментируя введение новых санкций, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель сообщил, что Европа тем самым последовательно движется к своей цели – свести зависимость от российских энергоносителей к минимуму или полностью избавиться от нее. Это не просто ответ на очередные действия Кремля, но также и часть начинающихся более глубоких подвижек в политике Евросоюза на пространстве бывшего СССР, подчеркнул он в своей речи на пленарном заседании Европейского парламента в Страсбурге. Теперь, как он выразился, «у нас есть четкая политика», направленная на то, чтобы Украина вступила в ЕС. «Если это случится, мы уже не будем настолько зависимы от России», – заявил Боррель, имея в виду политическую и экономическую зависимость, а также то, что ранее отношения с Украиной рассматривались исключительно через призму взаимоотношений с РФ. Впрочем, по крайней мере в той части постсоветского пространства, которая сейчас входит в ЕС, восьмой пакет оценили не так высоко. Глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что новые рестрикции слабые, но это лучше, чем ничего. «При чтении представленных документов иногда создается впечатление, что исключений там больше, чем самих санкций», – сказал он в интервью литовским СМИ.
Действительно, такого рода характеристику новому пакету можно вполне дать. «В течение нескольких недель мы вели ожесточенные дебаты в Брюсселе, мы упорно боролись за то, чтобы Венгрия получила исключения из мер, которые нанесли бы ущерб венгерскому народу или поставили бы под угрозу безопасность энергоснабжения Венгрии», – сказал глава венгерского МИДа Петер Сийярто, подчеркнув, что «мы добились все-таки своего». В новом санкционном пакете не отменены преференции, которых страна добилась ранее. Потолок цен на нефть не касается трубопроводной нефти, а в случае, если поставка по трубопроводу «Дружба», проходящему через украинскую территорию, будет прервана, Венгрии все так же гарантирована возможность воспользоваться танкерными поставками российского «черного золота». Наконец, под санкции не подпала и атомная энергетика. Так что проекту достройки «АЭС Пакш-2» в Венгрии, осуществляемому при помощи РФ, ничто не угрожает.
Чтобы добиться этих уступок, парламент страны пошел навстречу требованию ЕС и одобрил закон о борьбе с коррупцией. По мнению доцента кафедры интеграционных процессов МГИМО Александра Тэвдой-Бурмули, это не означает, что правительство премьер-министра Венгрии Виктора Орбана капитулировало перед Брюсселем и примет новые санкционные пакеты уже без возражений. «Если Венгрию в ЕС будут трепать во вопросам ее внутренней политики или станут затрагивать энергетику, Орбан, конечно, не откажется от соблазна воспользоваться правом вето на принятие санкций. Это нормальная многоходовая игра», – сказал он «НГ».
Увенчались успехом и усилия других лоббистов, бельгийских. В санкционном пакете нет компании «Алроса». Санкции против нее были введены США еще в апреле, однако ЕС не стал их дублировать. Свою роль сыграл протест Антверпенского всемирного алмазного центра, который поддержало правительство Бельгии, обеспокоенное возможным ростом безработицы из-за потери алмазов из РФ.
Зато ЕС вслед за G7 согласился на введение потолка цен на российскую нефть. Страховать и обслуживать, в том числе танкерными перевозками, сделки свыше него европейские компании не имеют права. Размер потолка, насколько известно по данным на среду, ЕС, так же как «семеркой», не установлен. Не ясно, будет ли он меньше 40 долл. за баррель – показателя, за которым начинаются серьезные проблемы для российского бюджета. Нет в пакете и санкций за покупку нефти по цене свыше потолка. Их не вводят и США. Минфин страны ранее разъяснял, что российская нефть не будет считаться таковой, если она прошла существенную переработку за пределами РФ. Все это, конечно, открывает некоторые лазейки для России. Но следует учитывать, что с декабря ЕС итак отказывается от российской танкерной нефти. РФ закрывается крупнейший рынок сбыта. По оценке Администрации энергетической информации США (EIA), в 2021 году на страны ЕС приходилась почти половина всех поставок нефти и конденсата из России. Своим санкционным пакетом ЕС и G7 затрудняют поиск для РФ альтернативы европейскому рынку. Китай выступает категорически против введения потолка цен. А вот заместитель министра финансов США Уолли Адейемо еще в сентябре утверждал, что для Индии данный вопрос является как минимум обсуждаемым.