Вице-президент США самим своим присутствием показывает, что Вашингтон очень нуждается в поддержке Южной Кореи и Японии. Фото Reuters
Вице-президент США Камала Харрис в ходе азиатского турне в четверг посетит Южную Корею и станет первым высшим должностным лицом с 2019 года, побывавшем на демилитаризованной зоне. Северная Корея уже показала свое отношение к визиту запуском двух ракет. Помимо угрозы со стороны КНР и КНДР Харрис обсуждает с азиатскими партнерами взаимодействие в сфере высоких технологий. Накануне она подтвердила готовность США сотрудничать с Японией в создании полупроводников. Но в целом влияние Харрис в политике остается ограниченным, а конкретные предложения она озвучивает редко.
Визиты вице-президента может быть и не сопоставимы по масштабу с заграничными поездками госсекретаря Энтони Блинкена и тем более президента Джозефа Байдена, но все-таки подтверждают приоритеты политики США. Вместе с тем Харрис вынуждена играть и несколько символичную фигуру там, где нужен высокий представитель администрации Белого дома, но не требуется принятия ответственных решений. Одним из таких мероприятий, безусловно, являлись государственные похороны бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ.
Тем не менее Харрис в Японии провела встречу и с представителями технологических компаний. Она разъяснила, что в рамках законопроекта о развитии производства чипов внутри США Япония может рассчитывать на определенную поддержку. Впрочем, конкретику она не огласила. Напомним, согласно этому закону, 52 млрд долл. будет выделено на производство полупроводников и еще 200 млрд – на исследования в течение десяти лет. Главная задача США – создать производственную цепочку не только у себя, но и грамотно использовать возможности своих союзников, например Японии, Южной Кореи или стран, непосредственно от США зависимых. Такой страной можно назвать Мексику, которую также пригласили к сотрудничеству, в том числе как экономику с запасами лития, используемого в аккумуляторах. Недавно это было сделано в ходе визита Блинкена и министра торговли США Джины Раймондо. При этом акцент делается не на Тайване, вероятно, в силу того, что усилия Вашингтона во многом связаны с угрозой перехода острова – лидера производства полупроводников под контроль КНР.
Специалисты отмечают, что хотя Япония и является технологической державой, но в производстве полупроводников она отстала от соседей и рискует уступить Южной Корее в борьбе за американские инвестиции. Поэтому потребуются, вероятно, и вложения со стороны самого Токио.
Харрис также побывала на военной базе в Йокосуке, где заявила о том, что действия Китая в отношении Тайваня и его маневры в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях подрывают основы международного порядка.
После Японии Харрис поедет в Южную Корею, где темами будут не только технологическое сотрудничество, но и угроза со стороны Северной Кореи. Пхеньян дал повод к подобному разговору, запустив две баллистические ракеты малой дальности в сторону Японского моря в среду. До этого КНДР заявляла, что грядущие военные учения Южной Кореи и США могут спровоцировать конфликт. Харрис станет не первым политиком США, переступившим демаркационную линию между двумя странами Корейского полуострова. До нее это делал в 2019 году Дональд Трамп в ходе визита в Северную Корею. Он был первым президентом США, который побывал в КНДР.
В целом, хотя поездки Харрис вряд ли можно назвать содержательными, они могут улучшить ее имидж. Но влияние ее на политику в Белом доме наверняка остается минимальным, несмотря на то что при вступлении Байдена в должность многие прочили Харрис чуть ли не роль «серого кардинала», какая была у вице-президента Дика Чейни при Джордже Буше-младшем. Но фигуры они несопоставимые, поскольку Чейни имел сильные связи и авторитет еще до вступления в должность.
«Харрис продолжает находиться на задворках американской политики. Дело даже не в слишком трудных поручениях, таких как решение вопросов миграции. Вице-президент ничего дельного не предлагает и то ли не может сосредоточиться, то ли просто-напросто некомпетентна. Вероятно, сейчас она даже чувствует себя несколько изолированно»,– сказал директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта при МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Рогулев.
В разговоре с «НГ» он высказал мнение, что назначение Харрис на должность вице-президента, видимо, было связано с желанием угодить сторонникам большего присутствия женщин и представителей не белой расы в политике.
«Были со стороны Харрис и откровенные «ляпы». На встрече с французскими представителями в ходе европейского визита она довольно неловко пыталась заговорить на французском, а однажды, отвечая на серьезный вопрос о нелегальной миграции, она неуместно рассмеялась», – вспоминает эксперт.