Джорджия Мелони говорит спасибо Италии за поддержку. Фото Reuters
В Италии завершается подсчет голосов на прошедших в воскресенье парламентских выборах. После обработки 99,9% бюллетеней становится ясно, что правая коалиция на них одерживает убедительную победу, получив почти 44% как в Сенате, так и в Палате представителей. 26% голосов получила партия «Братья Италии» во главе с Джорджией Мелони, которая теперь, вероятнее всего, станет премьер-министром. Внутри страны правительство будет активно бороться с нелегальной миграцией, а вне ее пределов продолжит курс на союз с НАТО и укрепление отношений в рамках ЕС. Мелони за ее декларируемые евроскептические взгляды порой сравнивают с премьером Венгрии Виктором Орбаном. Но ожидать ослабления антироссийских санкций и уменьшения поставок вооружения в Украину от ее правительства не приходится.
Узнав о предварительных результатах подсчета голосов, Мелони не скрывала, что рассчитывает стать первой женщиной-премьером в истории Италии. Она поблагодарила избирателей за их выбор и заявила, что «уже завтра» коалиция будет действовать. Вместе с Мелони победителями можно считать «Лигу» во главе с Маттео Сальвини (8,9% голосов) и 85-летнего Сильвио Берлускони – главу партии «Вперед, Италия» (8,3% голосов), получившего место в Сенате, которое он потерял в 2013 году после приговора за финансовые махинации. Напомним, тогда Берлускони пришлось даже заняться общественными работами – к ним суд приговорил его вместо тюрьмы. Сейчас же он снова выходит на политическую авансцену.
И Берлускони, и Сальвини пользуются репутацией «друзей Кремля». Первый ее даже отчасти подтвердил, в ходе своей избирательной кампании сделав заявление, которое можно расценить как сдержанную, но все же поддержку России в конфликте РФ и Украины. Тем не менее победа правых на выборах – это в первую очередь победа Мелони. Берлускони и «Вперед, Италия» – младшие и самые слабые члены коалиции. Сальвини же, хоть и имеет шансы войти в состав правительства, не имеет таких высоких рейтингов, как Мелони и ее партия. Как-никак «Лига» растеряла многих избирателей именно в пользу «Братьев Италии». На предыдущих выборах партия Сальвини получила 17,4% голосов, а «Вперед, Италия» – 14%. В общем же успех коалиции масштабен. В ряде более богатых северных провинций страны она набрала больше 50% голосов, что для Италии вообще необычное явление, по крайней мере последние годы.
У левых начался разбор полетов и поиск виноватых. Кто-то уже свои ошибки признал. Глава Демократической партии Энрико Летто собирается подать в отставку с поста лидера этой главной силы левой коалиции, о чем он сам заявил в понедельник. К слову, Демократическая партия по сравнению с предыдущими выборами голосов почти не потеряла, однако свою коалицию к победе не привела и была раскритикована в целом за слабую избирательную кампанию. Неплохо по сравнению с пессимистическими прогнозами, но все равно слабо выступило Движение пяти звезд, получившее 15,6% голосов (в 2018 году было 32,7% голосов) и второй раз подряд отказавшееся вступать в левую коалицию.
Итальянские и зарубежные СМИ считают, что, несмотря на отсутствие абсолютного большинства голосов, сформировать кабинет у Мелони получится. На Западе есть опасения касательно ее курса. Кабинет Мелони станет самым правым с окончания Второй мировой войны, и в ЕС боятся, что она пойдет по пути премьера Венгрии Виктора Орбана и будет ссориться с Брюсселем. К тому же возникают и вопросы касательно финансовой дисциплины: Мелони обещала щедрую помощь инвалидам и матерям, чтобы последние рожали больше детей «вместо мигрантов».
Но в целом, как признают все эксперты, по ключевым вопросам внешней политики Евросоюза эти сомнения напрасны. Мелони, конечно, будет менее удобным премьером для ЕС, нежели евробюрократ и технократ Марио Драги. Однако глава «Братьев Италии» высказывается за однозначную поддержку НАТО, она же выступила за продолжение поставок оружия Киеву. И вообще Мелони заявила, что со времени своего евроскептицизма значительно поменяла взгляды. Да и Сальвини с Берлускони, которых левые обвиняют чуть ли не в том, что они находятся на содержании у России, на практике после 24 февраля РФ не поддерживали, а теперь ради сохранения столь долго ожидаемого места в высшем эшелоне итальянской политики не будут этого делать и подавно.
«Сальвини, например, после 2014 года высказывался против санкций в отношении РФ. Но после получения поста в кабинете Джузеппе Конте такой риторики у него уже не было. И он, и Берлускони в целом не одобряют и критикуют последние решения российского руководства. При этом Мелони подчеркивает, что Италия является союзницей США, а с ЕС ей ссориться нельзя, поскольку Брюссель оказывает значительную финансовую поддержку в восстановлении от коронакризиса», – отметила в разговоре с «НГ» профессор кафедры дипломатии МГИМО Татьяна Зонова.
Она добавила, что обвинения в адрес Мелони в том, что она, якобы, придерживается фашистских взглядов, преувеличены и высказываются ради нужд политической борьбы.
«Да, Мелони с 15 лет состояла в неофашистской партии «Итальянское социальное движение». Но с тех пор прошло много времени. А сама она – харизматичная фигура, которая позиционирует себя как человека из народа, не понаслышке знающего его проблемы. Действительно, ей в жизни пришлось поработать и уборщицей, и официанткой. Поэтому популизм Мелони выглядит довольно естественно. Видимо, учитывая разрозненность левых сил и очевидность их поражения, ей удастся сформировать правительство к середине октября», – считает эксперт.