Министр финансов Квази Квартенг в деле спасения британской экономики уповает на небританцев. Фото Reuters
Великобритания намерена облегчить выдачу рабочих виз. Судя по всему, речь идет не только и даже не столько о высококвалифицированных специалистах, сколько о лицах с более «простыми» специальностями, которые смогут помогать в первую очередь в туристическом и агропромышленном секторах. Это часть правительственного плана по выводу страны из экономического кризиса. Кабинет нового премьер-министра Элизабет Трасс также надеется на эффект, который даст снижение налогов без значительного уменьшения госрасходов. Критика экономистов правительство не смущает.
В пятницу для кабинета Трасс прозвучал тревожный сигнал: фунт резко подешевел по отношению к доллару. Это произошло сразу после выступления нового канцлера Казначейства Квази Квартенга в парламенте. Он подтвердил анонсированные планы правительства тратить средства из бюджета не только на удерживание цен за электроэнергию для домохозяйств, бизнеса и медицинских учреждений, но также на поддержку энергетических компаний и финансовых игроков на рынке энергоносителей. Канцлер Казначейства (эта должность, напомним, эквивалента министру финансов) также объявил об отмене «потолка» премий банковским работникам. Эта весьма непопулярная в обществе мера была объяснена Квартенгом необходимостью привлечь в британскую казну новые налоговые поступления. По его выражению, Великобритания хочет, чтобы крупные транснациональные банки открывали свои филиалы «здесь, в Лондоне, а не в Париже, Франкфурте или Нью-Йорке».
Таким образом, Трасс еще раз подтвердила свою репутацию ярого сторонника брекзита. В законодательствах стран ЕС с 2013 года размер премии ограничен 200% от оклада. Тогда, девять лет назад, члены Евросоюза прибегли к этой мере, памятуя о долговом кризисе еврозоны, специально для того, чтобы у банкиров было меньше соблазна идти на рискованные операции, которые могут довести отдельные страны ЕС (прежде всего погрязшую в долгах Грецию) до финансового коллапса.
Также Квартенг заявил, что налоги (в частности, на приобретение недвижимости и базовая ставка подоходного налога) будут значительно снижены. Более того, планируется создать зоны с льготным налогооблажением для бизнеса. При этом ставка корпоративного налога не будет, как планировало правительство Бориса Джонсона, увеличена до 25%, а останется на нынешнем уровне – 19%. Все это действительно рискованные шаги. От них Трасс долгое время отговаривали. По подсчетам Bloomberg, из-за снижения налогов в ближайшие пять лет бюджет может потерять 161 млрд фунтов. И это при том что даже на удержание цен на энергетическом рынке уйдет 60 млрд фунтов только за полгода. Bloomberg отмечает, что канцлер Казначейства в своей речи анонсировал более смелый, чем предполагали аналитики, план реформ. В итоге инвесторов скорее даже пугает то, что правительство не поднимает ключевую ставку в условиях кризиса.
Кабинет Трасс попробует стимулировать экономику и не налоговыми методами. Как пишут британские СМИ, правительство намерено облегчить въезд в страну трудовых мигрантов. В частности, будет продлена программа для сезонных рабочих, прежде всего занятых в сельском хозяйстве. Также будет расширен список востребованных специальностей, обладателям которых станет легче получить трудовую визу. В частности, в него войдут профессии, связанные с гостиничным сектором. Расчет делается прежде всего на мигрантов из стран ЕС – поляков и прибалтов. Их в стране и так много. Нашествия нелегальных мигрантов из-за расширения списка дефицитных профессий правительство не опасается. Во всяком случае избирателям тори наверняка хотелось бы, чтобы миграционная реформа к такому нашествию не привела. Кабинет Трасс даже критикуют за то, что необходимые послабления для мигрантов, полезных для экономики, не были введены до сих пор, несмотря на настойчивые просьбы бизнеса.
Плохой же новостью для потенциальных мигрантов является то, что эти изменения правительством описываются как временные: Лондон хочет залатать «дырки» на рынке труда в самое тяжелое время, но стимулировать иммиграцию не собирается.
«Инициативы, направленные на разрешение внутренних проблем, в Великобритании сейчас действительно играют ключевую роль. Есть масса внешнеполитических задач, которые тоже рассматриваются британским обществом как требующие решения. Это даже не Украина, а внешняя торговля: необходимость все-таки добиться торговой сделки с США, которую первоначально обещал Дональд Трамп, и вступить в Транстихоокеанское партнерство. Но это сейчас для кабинета Трасс не главное», – подчеркнул в разговоре с «НГ» профессор факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Алексей Портанский.