Фото Reuters
Власти стран ЕС решили не дожидаться, какие действия предпримет Кремль по итогам референдумов в Запорожье и Херсонской области и Донбассе, и принялись работать над реакцией на эти действия. В понедельник пройдет заседание в формате Комплексного реагирования ЕС на кризисы (Integrated Political Crisis Response, IPCR). Такого рода заседания созываются, когда нужно срочно достичь какой-то принципиальной договоренности, которую потом, без лишних дискуссий, воплотят в жизнь все или большинство стран Евросоюза. Одна из тем, которая, возможно, будет ключевой в обсуждении, – это выдача виз россиянам, уклоняющимся от мобилизации.
Формат Комплексного реагирования ЕС на кризисы не часто используется. Но сложившаяся ситуация не оставляет европейцам выбора. Поэтому послы ЕС соберутся, чтобы выяснить, как нужно корректировать готовящийся восьмой пакет санкций и, главное, нужно или не нужно открывать границы Евросоюза для россиян. По обоим вопросам ясности нет. Судя по некоторым утечкам, которые появляются в западных СМИ, в восьмом пакете Евросоюз решил не бежать, так сказать, впереди американского паровоза. Устанавливать потолок цен на российскую нефть европейцы не намерены до тех пор, пока этот потолок не установит G7. А «большая семерка», по-видимому, определит свою позицию после США. Джозеф Байден уже пообещал из-за референдумов «работать с нашими союзниками и партнерами над введением дополнительных быстрых и суровых экономических издержек для России». К саммиту Евросоюза, который состоится 6–7 октября, возможно, эта работа будет завершена и у Европы появится заокеанский ориентир.
В числе прочих мер, которые, возможно, войдут в восьмой пакет, – это санкции против экспорта в РФ высокотехнологичных товаров. В частности, ограничения должны коснуться продаж радиолокационной аппаратуры, лазерного оборудования и смартфонов. Это, по данным портала EUobserver, предлагают Польша, Ирландия и страны Прибалтики. Не факт, что данное предложение точно будет поддержано остальными странами Евросоюза. Однако явных оппонентов у него нет.
Сложнее обстоит дело с визовым вопросом. К разочарованию стран ЕС, граничащих с РФ – это Финляндия, Литва, Латвия, Эстония и Польша, – их позицию в отношении россиян, желающих пересечь границу, Брюссель и многие влиятельные члены Евросоюза не разделили. Напомним, что вся четверка выступает за фактическое закрытие границ для максимально широкого круга российских граждан, в том числе и тех, кто будет уезжать, опасаясь подпасть под мобилизацию. «Мне была бы непонятна ситуация пропуска в Литву по гуманитарным соображениям людей, для которых все было окей, когда они сидели на диване и наблюдали за войной по телевизору, но перестало быть окей, когда твое правительство призвало тебя участвовать в этом физически», – так изложила позицию этих стран министр иностранных дел Литвы Ингрида Шимоните.
Хотя вся четверка уже приняла в рамках своих национальных законодательств соответствующие решения, закрывающие границы для этих категорий россиян, все же в данном случае без выработки консолидированной позиции ЕС не обойтись. Это дал понять, в частности, председатель Европейского совета Шарль Мишель. Он заявил, что ЕС должен быть открыть для россиян, которые «не следуют безумному решению Кремля». А правительство Германии устами его официального представителя Штеффена Хеберштрайта заявило о том, что у таких россиян «должна остаться возможность» въезжать в Евросоюз. Не желающие отправляться на военную службу в РФ смогут получить политическое убежище в Германии, утверждает правительство страны. Правда, правовые основания для этого из разъяснений германского кабмина не прояснены. Например, непонятно, как быть с непреложным правилом ЕС: просить политическое убежище в той стране, в которую прибыл. Прямые авиарейсы в Германию из России отменены. Кроме того, нежелание проходить службу по мобилизации не является основанием для того, чтобы получить гуманитарную визу в ФРГ. Да и вообще эти визы россиянам выдаются с крайней неохотой.
Тем не менее инициативу немцев на сегодняшний день поддерживают минимум две страны ЕС: Ирландия и Испания. Глава испанского МИДа Хосе Мануэль Альбарес заявил, что его страна «ничего не имеет против российского народа» и той его части, которая недовольна мобилизацией. «Мы, европейцы, вместо того чтобы полностью лишить россиян возможности получать визы, остались открытыми в вопросе выдачи виз тем, кто отвечает соответствующим требованиям», – сказал он. Но, учитывая удаленность и Испании, и Ирландии от России, там возникнет та же ситуация, что в случае с Германией: сколько-нибудь популярным убежищем для россиян, не желающих участвовать в конфликте с Украиной, они вряд ли станут.
Ситуация может измениться, если будет применен опыт, приобретенный ЕС по итогам миграционного кризиса 2015 года. Тогда, напомним, в Евросоюз хлынули тысячи выходцев с Ближнего Востока, особенно из объятой гражданской войной Сирии. В результате после долгих споров и препирательств была достигнута договоренность о системе квот по приему вынужденных мигрантов для каждой из стран ЕС. Она работала не идеально, ряд стран (в частности, Венгрия и Чехия) вовсе отказались ей следовать. Но проблема была решена. В российском же случае той же Германии, если она всерьез вознамерилась стать убежищем для особой категории россиян, придется как-то уговорить соседние с Россией страны Евросоюза.. А это будет непросто.