Несмотря на пророссийские высказывания министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто, приоритетом для страны остаются отношения с ЕС. Фото Reuters
Министр юстиции Венгрии Юдит Варга объявила о том, что она представила парламентариям первый проект антикоррупционного закона. Сделала она это почти сразу после того, как Евросоюз пригрозил заморозить выплаты Венгрии в размере 7,5 млрд евро. И хотя венгерские власти, в том числе премьер-министр Виктор Орбан и министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Петер Сийярто, высказываются с гораздо более пророссийских позиций, нежели большинство европейских политиков, в целом Будапешт не хотел бы лишиться преимуществ нахождения в составе ЕС, не теряя при этом выгодных условий поставок российских углеводородов.
Венгрия сумеет избежать заморозки выплат из Евросоюза, написала Варга у себя в соцсетях. Всего к пятнице будут представлены 17 ключевых пунктов, в том числе создание независимого надзорного органа, который будет следить за расходованием средств, которые, как ожидается, Брюссель все-таки передаст венграм.
В минувший четверг Европарламент подавляющим большинством голосов отказался признавать Венгрию демократией и назвал ее режим «электоральной автократией», то есть системой, в которой проходят честные выборы, но отсутствует должное уважение к «демократическим нормам и стандартам», что вызвало гнев венгерского правительства. Впрочем, реальная угроза потерять деньги тут же изменила линию поведения Будапешта, который старается угодить как России, так и Евросоюзу с приоритетом в сторону последнего.
Но и про Россию правительство Орбана не забывает. Глава МИД Петер Сийярто призвал ЕС не обсуждать новые санкции в отношении России, поскольку это может углубить энергетический кризис. А сам Орбан высказывал мнение, что Украина в ходе конфликта может лишиться значительной части своих территорий, а от санкций больше страдает Европа, нежели Россия. В целом венгров такая риторика устраивает, поскольку она выгодна для страны. Если бы она таковой не была, то партия власти «Фидес-Венгерский гражданский союз» последние выборы попросту не выиграла бы.
Однако очевидно, что давлению ЕС страна вынуждена поддаваться. Когда Европарламент отказался считать венгерский режим демократией, Орбан лишь отмахнулся, назвав шаг евробюрократов «скучной шуткой». Однако после реальных перспектив потерять деньги стало не до шуток. А Варга даже заявила, что хотя Брюсселю и следует быть чуть терпеливее, но в Будапеште обязательно выполнят требования ЕС и представят изменения в столице Бельгии к середине ноября. В их число входит большая прозрачность в трате средств и более продуманный подход в их реализации. В частности, предполагается, что это улучшит конкуренцию посредством проведения тендеров.
В принципе, реализация подобных требований вряд ли унизит Будапешт, и она имеет вполне логичные обоснования. Но вопрос в том, будет ли давить Брюссель и дальше. К тому же представители Европарламента впоследствии могут решить, достаточные ли реформы и действия провела Венгрия для сохранения финансирования со стороны ЕС или нет. Это дает ЕС значительный простор для предъявления дальнейших требований к Орбану.
Среди них могут быть и некоторые скрытые политические требования. Прежде всего, конечно, прекращение поддержки Кремля, несмотря на то что формально речь идет о том, чтобы эффективно использовать бюджет Евросоюза, утверждает Wall Street Journal. Однако здесь есть свои риски, поскольку для введения санкций против России требуется одобрение Венгрии, считает газета.
«Ограниченное давление Брюсселя связано, вероятно, с тем, что в какой-то мере там все-таки опасаются потенциальных резких шагов Будапешта. У последнего свои интересы в сохранении связей с РФ как применительно к российским углеводородам, поскольку страна зависима от них больше всех членов ЕС, кроме Чехии и Словакии, так и исходя из желания Орбана достроить энергоблоки на АЭС при поддержке России», – считает научный сотрудник отдела исследований Центральной и Восточной Европы Института Европы РАН Михаил Ведерников.
Эксперт предположил, что между Брюсселем и Будапештом может идти торг о том, какие шаги для последнего уместны, а какие нет. Но в целом пребывание в ЕС для Венгрии остается приоритетом.
«В Евросоюзе стараются все-таки договориться и не доводить конфронтацию до конфликтной ситуации», – утверждает Ведерников.