Олаф Шольц предвидит эскалацию конфликта в Украине. Фото Reuters
На немецком телевидении развернулась дискуссия о том, должна ли Германия поставлять Киеву танки, насколько реальна победа ВСУ и стоит ли Берлину играть ведущую роль в Европе в контексте конфликта Украины с Россией. По ходу дискуссии стало очевидным, что речь шла не столько о поставках новейших немецких танков, сколько о перспективах боевых действий в Украине и возможном наказании России.
Круглый стол популярного модератора Анне Виль на Первом канале ARD собрал известных политиков, включая министра иностранных дел Анналену Бербок. Среди участников были социал-демократ Михаэль Мюллер, член комитета Бундестага по иностранным делам, в прошлом правящий бургомистр Берлина, и христианский демократ Родерих Киезеветтер, депутат Бундестага, полковник в отставке. В прениях участвовали бывший командующий Объединенными силами НАТО, генерал в отставке Эгон Раммс и американская журналистка Энн Эпплбаум, считающаяся экспертом по Европе, будучи женой Радослава Сикорского, экс-министра иностранных дел Польши в правительстве Дональда Туска.
Оценки складывающейся ситуации в Украине сводились, по словам Бербок, к различного рода «зверствам российских войск» на находящихся под их контролем территориях. Ни о причинах начала проведения Россией специальной военной операции, ни о терроре со стороны Киева жителей ДНР и ЛНР, как и населения возвращенных под украинское управление территорий на Харьковщине, никто не сказал ни слова.
Вопрос поставок последних моделей танков Leopard 2 Киеву сама Анне Виль увязывала с поворотом в боевых действиях в пользу Украины. Мол, их передача Киеву ускорит победу ВСУ. Ее, правда, охладил генерал Раммс, который напомнил, что Украина смогла пока вернуть под свой контроль лишь 1% территории, в то время как 18–19% все еще контролируются российскими военными. Поэтому такая оценка действий ВСУ на Харьковщине говорит в лучшем случае о психологическом переломе.
Тем не менее локальный успех Киева на изюмско-балаклавском направлении позволил Киезеветтеру помечтать о будущих репарациях, которые придется заплатить России, международном суде над ней за «военные преступления» и вводе в Украину международных вооруженных сил Запада. Это прозвучало как предостережение в адрес Москвы в случае поражения специальной военной операции.
Вопрос, почему канцлер Олаф Шольц медлит с принятием решения о поставках в Украину современного наступательного тяжелого вооружения, рассматривался с разных сторон. Тот факт, что Германия уже поставляет тяжелое вооружение Киеву, отмечали как Бербок, так и Мюллер. На днях немецкий министр обороны Кристине Ламбрехт объявила о предстоящей передаче украинской армии дополнительных систем реактивного залпового огня МARS 2, самоходных гаубиц, бронированных машин типа Dingo. Но более сложные системы, такие как новейшие танки, требуют длительной подготовки украинских военнослужащих. Так, обучение управлению самоходными гаубицами длится, по словам натовского генерала, не менее 40 дней. Кроме того, необходимо создание ремонтной базы.
Но главное, как можно понять из дискуссии, опасения Шольца (поскольку только он в отличие от партнеров по правительственной коалиции и христианско-демократических оппозиционеров категорически выступает против самостоятельного решения Германии об отправке в Украину танков) связаны с дальнейшей эскалацией конфликта. Результатом может стать ответ России в различных формах. На круглом столе, в частности, затрагивалась возможность применения Российской армией тактического ядерного или химического оружия. И как вариант эскалации участники дискуссии сочли его вполне реальным. Поэтому Шольц не хочет брать на себя ответственность за эскалацию конфликта и предлагает странам НАТО начать поставки наступательного тяжелого вооружения или принять на этот счет совместное решение.
На круглом столе не упоминались возражения против поставок танков Leopard 2 Украине самих немецких военных. Андре Вюстнер, глава немецкого объединения Бундесвера (DBwV), назвал поставки танков и других вооружений, которыми оснащена германская армия, «каннибализмом», поскольку они ослабляют боевую мощь Германии.