Фото Pixabay.com
Спустя месяц, после того как бывший повстанец и кандидат от левых сил Густаво Петро, победивший во втором туре президентских выборов в Колумбии, был торжественно приведен к присяге, со стороны зарубежных наблюдателей последовали первые оценки его деятельности на посту главы государства. Новый президент начал свою деятельность без долгой раскачки. И такой подход, похоже, позволил Петро добиться определенных успехов в реализации объявленной им амбициозной повестки дня.
Среди намеченных новым президентом целей фигурируют не только установление всеобъемлющего мира с повстанцами всех мастей, но и проведение пенсионной, аграрной, налоговой и военной реформ, изменение экономической модели с прицелом на зеленую энергетику, а также достижение «социальной и экологической справедливости».
Что касается последней, Петро уже публично возложил ответственность за неблагоприятную экологическую ситуацию в Колумбии и других странах Южной Америки на США, которые, по его словам, своими выбросами парниковых газов и отходами производства отравляют климат в регионе и при этом не принимают никаких мер.
В качестве первоочередных задач Петро обозначил начало диалога о мире с группировками, до сих пор не сложившими оружие, включая Армию национального освобождения (ELN) и диссидентов Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC), не принявших мирное соглашение с правительством от 2016 года и ушедших в сельву для продолжения вооруженной борьбы.
В области внешней политики новый колумбийский президент также записал себе в актив ряд очков. Он нормализовал отношения с Венесуэлой, подал сигналы о готовности активизировать диалог с Вашингтоном, а также осуществил свой первый зарубежный визит, побывав в конце августа на встрече в верхах стран Андского сообщества в Лиме. Кроме того, Петро стал ратовать за «сохранение и уважение самобытных традиций стран Латинской Америки» и за более тесную политическую и экономическую интеграцию стран региона с упором на коллективную агроиндустриализацию. В данном случае его инициатива совпала с идеей президента Мексики Андреса Мануэля Лопеса Обрадора о создании региональной организации наподобие ЕС без участия США и Канады.
Однако больше всего Петро удивил мировую и местную общественность выдвинутой на днях инициативой легализовать наркотики. По его мнению, нужно «декриминализировать» индустрию кокаина и его производных, тем самым лишив сверхприбылей и соответствующей монополии наркомафию, на протяжении не одного десятка лет правящую бал в Колумбии и имеющую в своем распоряжении даже собственную армию. К тому же легализация наркотиков позволила бы решить чрезвычайно острую проблему переполненности тюрем, поскольку все многочисленные осужденные за наркоторговлю были бы отпущены на свободу.
Новый президент предложил также, чтобы колумбийские фермеры легально выращивали коноплю наряду с кукурузой и картофелем с прицелом на ее экспорт в те страны, где ее потребление разрешено. Речь идет о поставках в Уругвай, Нидерланды, Бельгию, Португалию, Хорватию, Канаду и США (там марихуана легализована в Калифорнии, Мэне, Массачусетсе, Колорадо, Неваде и Орегоне). Доходы от экспорта каннабиса в указанные страны, считает Петро, существенно пополнили бы государственную казну. Кроме того, согласно его заявлениям, «пришло время принять новую международную конвенцию, которая признала бы, что война с наркотиками потерпела поражение».
Однако многие страны, хотя и соглашаясь с отсутствием успехов в борьбе с наркомафией, оказались шокированы подобной инициативой. По мнению американских и европейских аналитиков, человечество в данный момент просто не готово к такому кардинальному шагу. В этой связи они подчеркивают, что пока проблема наркотиков, к несчастью, не имеет решения.
Следует отметить, что попытка легализовать наркотики в Колумбии уже предпринималась в 1982 году главой медельинского наркокартеля Пабло Эскобаром. Тогда он пытался избраться в Сенат под лозунгом превращения Колумбии в «кокаиновый Кувейт». Однако подобные усилия не увенчались успехом.
Вместе с тем шокирующая идея Петро, как, впрочем, и вся его остальная деятельность на посту главы государства, похоже, большинству колумбийцев нравится. Об этом свидетельствует недавний опрос общественного мнения, проведенный Национальным консалтинговым центром (СNС), который показал, что в настоящее время его поддерживают 69% жителей страны.