Фото Reuters
Президент РФ Владимир Путин во Владивостоке сказал, что мир должен быть многополярным, а не основанным на диктате одной страны, имея в виду США. Этот тезис, судя по выступлениям гостей на форуме, разделяют лидеры многих стран Азии. Значит, Вашингтону не удастся превратить Москву в изгоя на мировой арене. Намерение наращивать сотрудничество с РФ подтвердили Китай, Индия, Индонезия и менее крупные государства. Вместе с тем среди них, как показала, в частности, речь премьера Армении Никола Пашиняна, существуют опасения, что события в Украине могут помешать РФ активно участвовать в урегулировании международных кризисов. К тому же, как подчеркнул эксперт, даже дружественные страны потребуют от РФ торгово-экономических уступок.
Председатель постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу указал на форуме, что Китай готов участвовать в развитии инфраструктуры, здравоохранения, образования на российском Дальнем Востоке. А в рамках программы «Пояс и путь» Пекин готов взаимодействовать с Москвой и за пределами двух стран, в регионе Северо-Восточной Азии. Эти слова говорят об определенном сдвиге в подходе Китая. Раньше взаимодействие двух стран шло вне инициативы «Пояс и путь». Причем намерения Пекина и Москвы поднять сотрудничество на новый уровень опираются на прочные торговые связи. Как передал Reuters, несмотря на антироссийские санкции, экспорт Китая в Россию вырос на 26,5% по сравнению с прошлым годом. А Россия осталась главным поставщиком нефти в Китай в течение мая–июля, по данным китайской таможни.
К ВЭФ по видеосвязи обратился премьер-министр Индии Нарендра Моди. Упомянув, что Индия вложила крупные средства в фармацевтическую и алмазную промышленность РФ, он призвал к расширению сотрудничества в энергетике и в Арктике.
Красноречивей многих других ораторов оказался премьер-министр Мьянмы, командующий ее вооруженными силами Мин Аун Хлайн. Он назвал Путина мировым лидером и подчеркнул, что Россия добивается стабильности во всем мире. Разоблачил гость и политику США, которые используют доллар как оружие. Он высказался за то, чтобы шире использовались в торговле рубли, юани и рупии.
Нельзя сказать, что гости, дабы не огорчать хозяев, совершенно умалчивали о причастности Москвы к кризису в Украине. Пусть и в весьма дипломатичной форме, на это указал Пашинян. По его словам, внимание всего мирового сообщества и особенно стратегического партнера Армении – Российской Федерации – в сфере безопасности очень сконцентрировано на ситуации вокруг Украины. Есть опасения, что это может привести к дестабилизации в Закавказье, которое и так переживает непростые времена. Ереван не желает, чтобы Россия, втянутая в боевые действия в Украине, оставила его один на один в противостоянии с Баку и Анкарой.
«НГ» побеседовала с Алексеем Масловым, директором Института стран Азии и Африки МГУ, который участвует в работе форума. Он указал, что «Москва может опереться на такие страны, как Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам, Малайзия, Монголия. Это, так сказать, коалиция, находящаяся в стадии формирования. Но в ней есть ряд стран, которые говорят о необходимости для России вкладывать инвестиции. Мьянма и Монголия хотят, чтобы Россия инвестировала в крупные национальные проекты. Индия, Китай, Малайзия не сосредотачиваются на двусторонних связях, а ратуют за развитие новой системы международных торговых отношений. При этом Ли Чжаньшу заявил о расширении отношений с Россией – как в торгово-экономической области, так и в культуре. После этого, я думаю, в Россию зайдут китайские компании, которые по разным причинам воздерживались от этого. Или зайдут старые компании, но под другими брендами, как обычно это делают Huawei или Xiaomi. Ожидается также заход компаний китайского автопрома, локализация высоких технологий и строительство СП на российском Дальнем Востоке. Раньше Китай выжидал, боялся вторичных санкций и реакции других стран».
Конечно, ни одна страна не будет поддерживать Россию в полной мере, как хотелось бы. Но партнеры выступили против санкций, против однополярного мира, а это в основном совпадает с российской позицией. Но насколько прочна позиция партнеров России? Например, Мьянма сама находится под санкциями. На Западе ее собираются причислить к спонсорам терроризма, наркоторговли. Отвечая на этот вопрос, Маслов сказал: «Мьянма действует прагматично. Она говорит: если будут инвестиции, она полностью поддержит Россию».
Но ведь в Мьянме установлена военная диктатура. Китай – тоже не образец приверженности к демократическим идеалам. В других азиатских странах, представленных на ВЭФе, права человека тоже нередко подавляются. Это означает, что сближение с Востоком с помощью таких мероприятий может дорого обойтись России. Как бы нам не скатиться дальше в азиатчину.