Преемница Бориса Джонсона считает, что у Великобритании две беды: инфляция и Россия. Фото Reuters
Во вторник королева Великобритании Елизавета II официально назначит новым премьер-министром страны Элизабет «Лиз» Трасс. Именно ее, по данным окончательного подсчета голосов, поддержало большинство членов правящей Консервативной партии. Трасс пообещала британцам «смелый план», который обеспечит экономический рост. Во внешней политике от новой «железной леди» ожидают усиления конфронтации с Россией и Китаем.
В замке Балморал прекратится премьерский срок Бориса Джонсона. Он официально уйдет в отставку. Елизавета II объявит Трасс премьером Великобритании. Это будет 15-й глава правительства, назначенный этой королевой, и первый, назначенный не в Виндзорском замке или Букингемском дворце. Провести церемонию в шотландской резиденции, где 96-летняя Елизавета II последнее время живет постоянно, посоветовали врачи.
Сюрпризы в ходе правления Трасс обещает не только необычное начало каденции. Ей придется дать ответ на стоящие перед Великобританией вызовы. В первую очередь британцы от Трасс ждут борьбы с инфляцией, которая растет быстрыми темпами. В августе, по данным Бюро национальной статистики, она составила уже 10,1% в годовом исчислении. Это больше, чем при кумире Трасс, Маргарет Тэтчер в 1982 году. Тогда причиной роста инфляции была комбинация внутри- и внешнеполитических факторов. Экономисты говорят о последствиях энергетического кризиса, противостоянии властей с профсоюзами и в целом рецессии, в которую погрузился западный мир в начале 1980-х. Сейчас же на рост цен в большей степени влияют внешние факторы: пандемия, брекзит, противостояние с РФ.
В своей речи после оглашения результатов выборов Трасс, как и на дебатах, не объяснила, как именно она будет исправлять ситуацию. «Я разработаю смелый план по снижению налогов и росту нашей экономики», – ограничилась она таким заявлением. Но и это ее избирателей устроило, хотя и явно не полностью. По результатам длившегося с 4 августа голосования рядовых членов Консервативной партии, которое, собственно, и решает исход выборов, Трасс получила 81336 голосов. Ее соперник, бывший глава Министерства финансов Риши Сунак, как оказалось, выступил лучше, чем ему прочили соцопросы. Он отстал от Трасс ненамного, набрав 60 339 голосов. Возможно, решающим оказалось то, что Трасс имеет больший опыт поездок по округам и общения с рядовыми избирателями. А Сунак не смог полностью преодолеть имидж далекого от нужд простого человека богача. Уже по результатам его предвыборных вояжей многие эксперты делали безоговорочный вывод, что экс-минфина поддерживают в парламентской фракции и финансовая элита страны, но не большинство рядовых членов партии.
В своей речи Трасс крайне комплиментарно отозвалась о Джонсоне: «Борис, ты добился брекзита. Ты раздавил (лидера лейбористов) Джереми Корбина, ты внедрил вакцину. И ты противостоял Владимиру Путину. Тобой восхищались от Киева до Карлайла». Уже по этим словам можно понять, что новый премьер будет только усиливать давление на Кремль, но никак не ослаблять его. Единственным, и то небесспорным свидетельством обратного можно считать разве что намерение Трасс побеседовать с Путиным на саммите G20 в ноябре. Правда, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков объявил, что вопрос о личном участии российского лидера в этом мероприятии пока не решен.
Старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин в комментарии «НГ» напомнил, что именно Трасс, говоря о России, придерживалась самой жесткой риторики из всех кандидатов на пост премьер-министра. Эксперт отметил, что она сторонница объединения усилий Прибалтики, Украины и Великобритании в борьбе с Кремлем. Это старая идея Джонсона. Он выступал за то, чтобы страна была своеобразным лоббистом интересов Литвы, Латвии, Эстонии и Украины в международных структурах.
По мнению Охошина, при новом премьер-министре ухудшатся отношения с КНР. «Будет ужесточено британское давление на Китай. Британцы переориетировались на время кризиса на товарную сферу со сферы услуг. Стали чаще товары в Китае заказывать. Теперь рынок потеряет нишу китайских товаров, которую будет трудно заполнить», – считает он. Охошин прогнозирует, что по крайней мере в своих антикризисных мерах Трасс не преуспеет. По мнению эксперта, «у нее нет четкого понимания, как стабилизировать экономику». Неудачу Трасс пророчит и первый министр Шотландии Никола Стерджен. «Если она будет руководить так же, как она проводила свою кампанию в течение лета, она станет катастрофой не только для Шотландии, но и для всей Великобритании», – сказала шотландский лидер в интервью Sky News. В целом скептически относится к Трасс и общество. По данным опроса YouGov, только 12% британцев ожидают, что она будет хорошим премьер-министром. Если скептические ожидания оправдаются, то свое недовольство курсом консерваторов они могут выразить скоро: в 2024 году в стране парламентские выборы.