Риши Сунак выступил на дебатах менее убедительно, чем новая «железная леди». Фото Reuters
Завершается голосование по выборам лидера Консервативной партии Великобритании – он же премьер-министр страны. Опросы сулят уверенную победу Элизабет «Лиз» Трасс. На последних перед подсчетом голосов дебатах нынешний министр иностранных дел выступила увереннее, чем ее оппонент, экс-министр финансов Риши Сунак. Победа Трасс означает, что внешнеполитический курс страны не изменится. Помогать Украине меньше и давить на Россию слабее, чем Борис Джонсон, новая «железная леди», конечно, не станет.
Выборы председателя правящей партии, который автоматически становится главой правительства, – процесс долгий. Завершится он 2 сентября, когда закончится почтовое голосование сторонников консерваторов. Несколько дней уйдет на подсчеты, и 5 сентября наконец будет назван преемник Джонсона. Парадокс британской политической системы в том, что судьбу страны с 67-миллионным населением решат примерно 300 тыс. человек. Именно столько входят в правящую партию. В борьбе за этот электорат, судя по опросам, шансы на победу Трасс очень высоки. Служба YouGov сулила ей 60% поддержки. Сунаку – всего лишь 26%. Дебаты, прошедшие в среду, 31 августа, на стадионе Уэмбли, вероятно, только усилили отрыв Трасс. Британские комментаторы дают победу в них именно ей.
Они обращают внимание на то, что Сунак выбрал неверную тактику. Он попытался задавить Трасс вопросами и обвинениями. Получается, Сунак, позиционировавший себя в качестве упертого прагматика, спокойно предлагающего умные, правильные, хоть и не особо популярные решения по выводу страны из кризиса, принялся играть на поле противницы, где та была явно сильнее. Он пытался представить Трасс беспринципной популисткой. А в результате в ходе дебатов ему припомнили если не все, то многие его просчеты, в первую очередь в бытность канцлером казначейства (должность, эквивалентная министру финансов). Например, с подачи Трасс Сунаку пришлось оправдываться за то, что он поднимал налоги в разгар пандемии, что шло полностью вразрез с общеевропейской практикой. По крайней мере по всему Евросоюзу налоговое бремя, наоборот, ослаблялось. Одного этого напоминания было достаточно, чтобы испортить впечатление от речи Сунака.
А ведь Трасс, демонстративно отказавшаяся ругать Джонсона (его она назвала «наиболее последовательным» премьер-министром страны, который смог осуществить брекзит) не стала особенно педалировать тему «Патигейта». Так, напомним, называется скандал, во многом приведший к отставке нынешнего главы правительства. На вечеринках у Джонсона, проводившихся в разгар пандемии в нарушение постановлений правительства, бывал и Сунак. Это, а также скандал с доходами его жены, Акшаты Мурти, которая, пользуясь тем, что является гражданкой Индии, не платила налоги в британскую казну, считается главным компроматом на него – после самого факта, что экс-глава Министерства финансов является одним из самых богатых людей страны, естественно. Богач Сунак, призывающий британцев затянуть пояса и обещающий стабилизировать национальную валюту за счет сокращения социальных выплат, смотрелся, конечно, хуже Трасс. Она, позиционируя себя как человек из народа, напротив, говорила об увеличении льгот на оплату ЖКХ и в перспективе – о снижении налогов на 15%. Правда, на вопрос, как это получится сделать, Трасс ответила, что объяснит позднее, после избрания премьер-министром. Она очень любит сравнение с Маргарет Тэтчер. Но в отличие от «железной леди», выступавшей за приватизацию, сокращение социальных расходов и против всего, что казалось ей популизмом, Трасс не чужда популистской риторики. И это нынешних консерваторов не отпугивает.
Популярности Трасс способствует кризис британской экономики. Он, как считает старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин, вызван тремя внешними факторами: брекзитом, пандемией и российской операцией в Украине, которая привела к росту цен на энергоносители. Неудивительно, что теме России в ходе дебатов нашлось много места. О ней говорили и Сунак, который призвал «сказать Путину, что его агрессия не останется безнаказанной», и Трасс. Она помимо увеличения поддержки Украины пообещала сделать первый звонок после избрания не президенту США, как обычно принято, а Владимиру Зеленскому.
«Избирателям импонирует ее антироссийская позиция. Образ внешнего врага как никогда актуален и для элиты, потому что он смещает фокус внимания электората с внутренних проблем», – считает Охошин. Что будет, если Трасс победит? В комментарии «НГ» эксперт спрогнозировал, что, если она действительно попытается следовать своим популистским заявлениям, в экономике ее ждет неудача. А на российско-украинском направлении продолжится политика Джонсона. «Трасс готова быстрее, нежели Сунак, ужесточать курс страны в сторону большего давления на Россию. Это показали в том числе и прошедшие дебаты», – считает Охошин. Впрочем, здесь Трасс как раз твердо пойдет по стопам Тэтчер, которая была сторонницей жесткости в отношении СССР.