Боевые действия нанесли Триполи новые шрамы. Фото Reuters
Избранный в 2021 году премьер-министр Ливии Абдул Хамид Дбейба в понедельник отдал приказ арестовать всех причастных к попытке свергнуть правительство. В ходе ожесточенных боестолкновений, вспыхнувших накануне в Триполи, 32 человека убиты и почти 160 ранены. На стороне Дбейбы выступили бригада 444 и Специальные силы сдерживания РАДА. Они нанесли поражение силам Фатхи Башаги, которого парламент назначил главой кабинета министров в феврале этого года.
Это вторая после мая, но такая же безуспешная попытка Башаги силой добиться от Дбейбы передачи власти. Фортуна и на этот раз оказалась благосклонной к силам, лояльным Дбейбе, который обещает уступить власть только избранному на предстоящих выборах правительству.
Ливийские СМИ сообщают, что взрывы и стрельба, более суток продолжавшиеся в различных районах Триполи, закончилась. По мнению местных аналитиков, этому способствовал успех сохраняющей лояльность Дбейбе бригады 444, развернувшей контрольно-пропускные пункты в столичном районе Айн Зара и таким образом помешавшей силам Башаги захватить Триполи сразу с нескольких направлений. Кроме того, Башага, который, очевидно, почувствовал, что проигрывает Дбейбе, отдал колонне своих основных сил приказ повернуть вместо Триполи на Мисурату.
Наблюдатели отмечают, что напряженность в Ливии усилилась после назначения Башаги премьер-министром в феврале на фоне призывов к Дбейбе уступить власть. Действующий премьер обвинил Башагу в отказе от переговоров, в ходе которых они, по мнению Дбейбы, скорее всего могли бы договориться между собой, вместо того чтобы подвергать риску жизни многих ливийских граждан. В свою очередь, Башага обвиняет Дбейбу в том, что никаких договоренностей между ними не было, тем более что у того после 24 декабря 2021 года закончился мандат на власть.
Подавив неудавшийся путч Башаги, премьер Дбейба, по всей видимости, решил наказать сторонников своего главного политического конкурента, причастных к организации «агрессии против Триполи». Главному военному прокурору Масуду Рахуме было приказано арестовать всех командиров, выступивших на стороне Башаги. Кроме того, объявлено о запрете на въезд в ливийскую столицу Башаги, бывшего начальника военной разведки Усамы Джувейли, главы Демократической партии Ливии Мухаммеда Совена. Однако спустя несколько часов этот приказ изменили. В понедельник поступил приказ Башагу арестовать вместе с ближайшими соратниками.
Вспышка насилия в Ливии вызвала тревогу мировой общественности. Миссия ООН по поддержке Ливии (МООНПЛ) призвала к немедленному прекращению боевых действий и напомнила ливийским политикам об их обязательствах по защите гражданских лиц и объектов. Обеспокоенность в связи с возможной эскалацией выразил посол США в Ливии Ричард Ноланд, поддержавший призыв ООН немедленно прекратить огонь. Египет, Тунис, Кувейт, Иран и другие страны призвали все национальные силы Ливии приложить максимум усилий, чтобы избежать насильственной конфронтации в стране, которая до 2011 года могла похвастать одним из самых высоких уровней жизни в Африке. Турция, имеющая военное присутствие в Ливии, также призвала к немедленному прекращению огня и заявила, что «продолжит поддерживать ливийских братьев».
Основными причинами возникновения подобных конфликтов являются неурегулированность ливийской проблемы, нежелание политиков уступать друг другу, словно по наследству передающееся от одного поколения к другому двоевластие. Если ранее основная борьба в Ливии разворачивалась между бывшим премьером Фаизом Сараджем и Халифой Хафтаром, то сегодня – между Башагой и Дбейбой. Однако трудно сказать, что стало или могло стать предлогом к насилию.
Одни говорят о давно задуманной Дбейбой попытке зачистить Триполи от отрядов ополченцев, в чьей лояльности он не уверен и потому устроил хитроумную провокацию. Выходящая в Триполи газета Libya Update пишет, например, о том, что Дбейбу вывели из себя обвинения Башаги в злоупотреблениях, касающихся доходов от продажи нефти. Особенно после того, как Дбейба недавно провел реструктуризацию Ливийской национальной нефтяной корпорации, в результате чего на рынок не поступали значительные объемы нефти. Это привело к недовольству вооруженных группировок, которые напрямую кормятся от добычи нефти. Администрация Дбейбы оправдывала недополучение доходов форс-мажорными обстоятельствами, сложившимися в связи с тем, что якобы не удавалось договориться об избирательном законодательстве, поэтому и проводить всеобщие выборы было нельзя. Но теперь, едва войско Башаги повернуло на Мисурату, этот форс-мажор чудесным образом завершился, о чем и поспешил заявить глава Высшей избирательной комиссии Ливии Имад ас-Сайех.