Фото Reuters
Согласно данным Восточного комитета германской промышленности по внешней торговле со странами Восточной Европы и Центральной Азии за шесть месяцев 2022 года, из-за введенных против нее санкций Россию в товарообороте ФРГ потеснили Польша, Чехия и Венгрия. В Азербайджане Германия надеется найти альтернативу российским углеводородам.
Восточный комитет германской промышленности, объединение немецких компаний, ведущих бизнес со странами Восточной, Центральной и Южной Европы, а также с Центральной Азией и Закавказьем, опубликовал данные о торговле с 29 странами этого региона. Общий объем торговли в первом полугодии достиг 280 млрд евро и превзошел данные за аналогичный период прошлого года на 14%.Немецкий экспорт вырос при этом более чем на 8%, а импорт – на 19%. Дефицит Германии в торговле с регионом увеличился, что обусловливается возросшими ценами прежде всего на российские энергоносители.
Несмотря на сложные политические проблемы, торговля ФРГ на восточном направлении демонстрирует новые рекорды. При этом падение объемов торговли с Россией в размере 4,4 млрд евро и с Белоруссией в 250 млн евро компенсирует увеличение товарооборота с Польшей (плюс 6 млрд евро) и Чехией (плюс 3,9 млрд евро). Товарооборот с Украиной снизился в первом полугодии на 11%.
Отмечается динамичное развитие немецкой торговли со странами Центральной Азии и Закавказья. Немецкие фирмы, покидающие Россию, как раз намерены осваивать центральноазиатский рынок и прежде всего Узбекистан, Казахстан и Киргизию.
С точки зрения Михаэля Хармса, управляющего Восточным комитетом, несмотря на боевые действия в Украине, разорванные логистические цепочки, растущие цены на сырье, нехватку квалифицированного персонала, а также наличие других факторов риска для экономической конъюнктуры, развитие восточной торговли показывает в целом позитивные результаты. Обращает на себя внимание, что Польша стала занимать особое положение в торговле Германии. Ее экспорт в Польшу вырос за полугодие на 16%, а импорт – на 10%. Аналогичное положение складывается в торговле с Чехией. Если же посмотреть на показатели торговли с Венгрией и Словакией, то ее объем с этими странами Вышеградской группы превысил размер товарооборота Германии с Китаем.
Польша стала пятым по величине торговым партнером Германии, опередив Италию, а Венгрия заняла 13-е место, оставив позади себя Россию.
Хотя богатые природными и трудовыми ресурсами страны Центральной Азии занимают все еще нижние места среди торговых партнеров Германии, эксперты считают, что они обладают значительным потенциалом. Так товарооборот с Казахстаном за полугодие вырос на 80%, а с Узбекистаном – удвоился. Рост экспортно-импортных операций наблюдался и с такими странами, как Грузия, Азербайджан, Армения. Немецкие фирмы активно ищут альтернативу поставкам российских углеводородов, и в этом плане значительный интерес представляет для них Азербайджан. Это отражается на объемах германо-азербайджанской торговли. За полгода она увеличилась на 200%.
Антироссийские санкции крайне негативно повлияли на торговлю Германии с Россией. По сравнению с первым полугодием 2021 года немецкий экспорт в Россию упал на 34,5% . Но благодаря росту цен на сырье импорт из России в денежном выражении вырос на 51%, хотя приток российских товаров в физическом выражении сократился на четверть. Подобная динамика привела к дефициту Германии в торговле с Россией в размере 14 млрд евро. Следует заметить, что в прошлом году он составлял лишь 2 млрд евро.
Ожидается, что во второй половине 2022-го немецкий импорт из России будет сокращаться, что связано с эмбарго на поставки российского угля с 10 августа и нефти с конца этого года.
В заявлении Восточного комитета для печати говорится, что бизнес с озабоченностью следит за попытками ограничить выдачу россиянам шенгенских виз. Туризм между двумя странами и так достиг своего минимального значения. Подобные визовые ограничения, считает Хармс, «не служат рекламой для свободного общества». Поэтому немецкие деловые круги выступают, наоборот, за облегчение для поездок российских граждан, и прежде всего специалистов, в Германию и другие страны ЕС.
Хармс находит позитивным, что из санкционных ограничений изъяты такие сферы, как здравоохранение и сельское хозяйство. Да и мерам по сохранению климата, полагает Хармс, ЕС хотел скорее в России содействовать, чем мешать. И именно свободные контакты специалистов могут содействовать развитию сотрудничества в указанных областях.