Большинство блюд китайской кухни готовится с применением соевого масла. Фото Reuters
Два министерства, ответственные за безопасность КНР, представили в правительство доклад о том, что произойдет в случае вторжения на Тайвань, если США, Европа и Япония наложат на Китай экономические санкции. Тогда страна вернется к плановой экономике и отгородится от мира. Но хуже всего то, что может возникнуть кризис с продовольствием, вызванный нехваткой соевых бобов. Поднебесная обеспечивает меньше 20% своих потребностей в этом продукте. Он используется не только для производства растительного масла, но и в свиноводстве. На свинину приходится 60% мяса, потребляемого китайцами.
Если экспорт и импорт Китая будет нарушен вследствие западных мер, то доходы, получаемые страной за границей, исчезнут. Прекратится импорт важнейших товаров. Самым болезненным ударом по стране станет прекращение ввоза соевых бобов. КНР зависит на 30% от их импорта из США. Остановка поставок моментально приведет к трудностям в обеспечении продовольствием населения, составляющего 1,4 млрд человек, говорится в документе, содержание которого излагает влиятельное японское издание Nikkei.
Доклад Министерства общественной безопасности и Министерства государственной безопасности был представлен Госсовету в апреле. А в июле Комиссия по национальному развитию и реформе, которая разрабатывает и отвечает за экономическую политику страны, созвала представителей компаний, занятых свиноводством, на совещание. Речь, по сведениям Nikkei, шла о том, что цены на свинину выросли за месяц на 40%, а с марта увеличились вдвое. Комиссия дала указание компаниям покончить с задержками продаж. Комиссия также рассматривает вопрос о выбросе на рынок замороженной свинины, чтобы стабилизировать цены.
В 1989 году, когда в Пекине начались антиправительственные демонстрации на площади Тяньаньмэнь, их участники выкрикивали лозунги в защиту демократии. Но протест подхлестнуло и то, что резко подскочили цены на свинину и другие продукты. Этот момент руководство партии тоже берет в расчет, когда обдумывает вопрос, стоит ли торопиться с операцией по воссоединению Тайваня с материком.
Тем более что демократ Роберт Менендес, председатель комитета Сената по иностранным делам, и сенатор-республиканец Линдси Грэм представили двухпартийный билль о санкциях против Китая в случае чрезвычайной ситуации с Тайванем. Это ясное послание Пекину, чтобы он не делал такой же ошибки, как Россия с Украиной, сказал Менендес. Билль включает такие шаги, как исключение Китая из сети международных платежей.
Согласно методам анализа, используемым Организацией экономического сотрудничества и развития, если экспорт Китая в Японию, США и Европу станет невозможным, то Китай потеряет 7,6% своего номинального ВВП. При этом ВВП Японии сократится на 3,7%, Европы – на 2,1%, США – на 1,3%. По оценке японских аналитиков, чрезвычайная ситуация вокруг Тайваня вызовет более серьезную глобальную депрессию экономики, чем ранее вызвала пандемия.
Некоторые западные фирмы начали готовиться к сценарию, при котором остановится импорт из Китая, прекратится движение судов по Тайваньскому проливу. Член директората крупной японской автомобильной корпорации говорит: «Нужно предвидеть не только «экономический развод между США и Китаем, но момент, когда мы не сможем продавать свою продукцию в Китай. Нужно обхаживать рынки других стран Азии».
Пекин тоже не тратит время даром. Он уменьшает зависимость от доллара. Во внешней торговле Китая юань уже используется как расчетная валютная единица примерно в 20% сделок.
Александр Ломанов, заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, отметил: «Сомневаюсь, что японская газета адекватно изложила доклад двух ведомств. Действительно, в апреле, когда он был представлен, в социальных сетях Китая публиковалось много высказываний экспертов о том, какие выводы следует сделать из российской специальной военной операции. Очевидно, спецслужбы могли что-то из этих дискуссий почерпнуть. Это газета отразила неплохо. Но утверждать, что страна может вернуться к плановой экономике и закрытости – это выходит за пределы их компетенции. Такой подход вызвал бы негативную реакцию «наверху». Скорее спецслужбы дали прогноз того, как отразятся санкции на внутренней стабильности страны, на настроениях людей. Думаю, отсыл к событиям 1989 года – это комментарий самой газеты, а не выдержка из доклада».
По мнению эксперта, утверждение о возвращении к плану крайне маловероятно еще потому, что именно рыночная экономика позволила бы Китаю успешней справиться с санкциями. Председатель КНР Си Цзиньпин, действительно, укрепил роль государства в экономике. Но он никогда не отрицал положительную роль рынка в прогрессе страны.
Что касается голода, то такое предсказание не очень серьезно. Помимо США соевые бобы экспортируют в Китай Бразилия и Аргентина. Почему они, а также другие страны Латинской Америки прекратят поставки сои в Китай, спрашивает Ломанов. Трудности помогли бы Китаю преодолеть и связи с Россией, Африкой, развивающимися странами. Краха китайской экономики не будет и потому, что при Си Цзиньпине приняты конкретные шаги для уменьшения зависимости от волатильности на иностранных финансовых рынках.
«Конечно, осложнений Китаю не избежать. Но дело не в поставках сельхозпродукции, а в том, что страна не готова к разрыву технологических цепочек. Например, нечем будет заменить самолеты Boeing и Airbus, заключил Ломанов.
Закономерен вопрос: своевременно ли обсуждать вопрос о последствиях военной операции против Тайваня? Президент Тайваня Цай Ивэнь снова и снова возвращается к этой теме. Принимая делегацию отставных американских чиновников, она сказала, что остров будет оборонять себя так же решительно, как в 1958 году, когда КНР пыталась оккупировать прибрежные островки, контролируемые Тайбэем.