«Одержимый дьяволом» Болсонару попробует «нагнать» ветерана бразильской политики седобородого Лулу да Силву. Фото Reuters
В Бразилии официально началась кампания к всеобщим выборам, которые пройдут 2 октября. Краеугольным камнем голосования станет борьба за президентский пост. В ней сошлись два главных претендента – действующий глава страны Жаир Болсонару и бывший президент, успевший отсидеть в тюрьме и впоследствии оправданный, Луис Инасиу Лула да Силва, представляющий Партию трудящихся. Именно у последнего шансов на победу больше, поскольку основная масса бразильцев недовольна итогами правления Болсонару. Однако ход голосования может привнести сюрпризы, учитывая то, что действующий глава государства намерен привлечь к подсчету голосов армию, лояльную ему.
Бразилия за годы президентства Болсонару столкнулась с большими проблемами, и часть из них была спровоцирована непосредственно не самыми логичными решениями президента, что, весьма вероятно, будет стоить ему второго срока. Напомним, что общественное мнение резко изменилось не в пользу лидера страны во время пандемии. Болсонару поначалу назвал COVID-19 «легким гриппом» и не боролся с ним. В итоге, по данным ВОЗ, на сегодняшний день от пандемии в стране погибло 681 тыс. человек. То есть, по официальным данным, по числу умерших от последствий COVID-19 страна занимает второе место в мире после США. Такую халатность бравому десантнику многие не могут простить до сих пор.
Вообще же выборы в Бразилии чем-то напоминают народное голосование в США 2020 года. Например, у оппонента действующего лидера США имелись серьезные обвинения: Джозеф Байден обвинялся в коррупционном скандале, в рамках которого его сын получал крупную зарплату в Украине, почти не работая. А 76-летний Лула да Силва по коррупционным обвинениям даже отсидел в тюрьме 580 дней, до ноября 2019 года. В обоих случаях претенденты достаточно возрастные, и в обоих случаях именно ответ на пандемию серьезно подпортил репутацию действующего лидера, наравне с экономическими трудностями. А уж о поляризации позиций кандидатов не стоит и говорить: здесь США дадут фору бразильским кандидатам, поскольку Болсонару – ультраправый, а Лула да Силва – убежденный левый.
Но при разности позиций оба претендента усиленно пытаются привлечь на свою сторону колеблющихся граждан, особенно необеспеченных – их в Бразилии стало еще больше, чем до пандемии, о чем Лула да Силва постоянно напоминает. Дело дошло до того, что появились голодающие, хотя традиционно в стране развита мясная промышленность.
Бразилия вышла из коронакризиса с большими потерями, как и многие другие развивающиеся страны, не имеющие финансовой «подушки безопасности». Не помогла даже систематическая вырубка лесов Амазонии, за которую Болсонару тоже ругали, а он пожимал плечами: дескать, расчищать земли под сельское хозяйство необходимо, чтобы населению было что есть.
По данным IPEC, за Лулу да Силву готовы отдать голоса 44% избирателей, за Болсонару – 32%. Во втором туре перевес в сторону кандидата от Партии трудящихся может оказаться еще весомее – 51% против 35% при 14% не определившихся с выбором. При этом 57% бразильцев недовольны политикой Болсонару, а удовлетворены ею лишь 37% опрошенных.
Тем не менее Reuters отмечает, что отставание Болсонару частично сумел сократить за счет административного ресурса: повышения пособий, коснувшегося 20 млн семей. Но на практике переменить общественное мнение будет непросто, учитывая его поляризацию, а также предыдущие скандалы и промахи президента.
В выражениях и упреках кандидаты не стесняются. Лула да Силва назвал Болсонару «одержимым дьяволом», а фанаты Болсонару вслед за ним на митинге скандировали: «Лулу – вор».
В связи с авторитарными замашками Болсонару и его поддержкой в армии имеются опасения, что президент попытается воздействовать на итоги голосования. Точнее, он уже пытается это делать: в ходе борьбы за голосование в бумажном, а не в электронном виде (еще одно совпадение с американскими выборами 2020 года) президент распорядился провести параллельный подсчет голосов Вооруженными силами, а Верховный избирательный суд прямо этого не запретил.
Заведующая кафедрой истории и политики стран Европы и Америки МГИМО, профессор Людмила Окунева отмечает, что хотя официально кампания началась во вторник, ее отправной точкой можно считать 2020 год, когда проводились муниципальные выборы. Но все-таки в активную фазу предвыборная борьба перешла после снятия всех обвинений с Лулы да Силвы в начале 2021 года.
«Главные кандидаты «играют» не только на своих традиционных полях, но и на полях друг друга: Болсонару стремится переманить электорат северо-востока страны, всегда голосующий за Лулу, а Лула стремится повысить свой рейтинг в среде избирателей Болсонару – евангелистов, военных, агробизнеса», – сказала эксперт в разговоре с «НГ».
Вместе с тем попытка демократической общественности, бизнеса и интеллигенции найти «третий путь» – умеренного компромиссного кандидата, который стал бы реальной альтернативой, по сути, провалилась, признает Окунева.
«Идущий третьим по степени популярности Сиро Гомес от Демократической трабальистской партии, дистанцирующийся и от Лулы, и от Болсонару, набирает 6%. Планировавшаяся на роль кандидата «третьего пути» представитель правоцентристской партии «Бразильское демократическое движение» Симоне Тебет – 2%. Остальные же не набирают вообще ничего», – констатирует эксперт.
Вместе с тем Окунева считает, что заранее объявлять Лулу да Силву победителем точно не стоит. Хотя на сегодняшний день у него и есть преимущество, но для выводов необходимо дождаться итогов первого тура, учитывая то, что в Бразилии резкие изменения в ходе выборов не редкость.