Элизабет Трасс уверенно движется к успеху на внутрипартийных выборах. Фото Reuters
Шансы бывшего министра финансов Риши Сунака стать лидером тори и премьер-министром стремятся к нулю. На такие выводы наводят последние опросы избирателей Консервативной партии. Газета Observer отметила, что разрыв между министром иностранных дел Элизабет Трасс и Сунаком составляет 22%. При этом тори уже начали голосовать, а большинство определилось со своим отношением к кандидатам. Но оно свелось не только к предпочтению Трасс, но и к пониманию того, что оба кандидата сильно проигрывают в сравнении с ушедшим в отставку Борисом Джонсоном.
63% респондентов, отдавших предпочтение Трасс в сравнении с Сунаком, ответили, что предпочли бы оставить в должности премьера Джонсона. Среди тех, кто, наоборот, предпочел Сунака, желание сохранить Джонсона изъявили уже 68% респондентов. Это ясно показывает то, что кандидаты в целом электорат не устраивают, налицо даже некая апатия к нынешнему противостоянию двух политиков.
Опрос Observer, проведенный с 8 по 13 августа, нельзя было бы назвать репрезентативным, учитывая то, что в нем участвовало лишь 570 респондентов, если бы не тот факт, что ни один предыдущий опрос не выявил какого-либо преимущества Риши Сунака. Из респондентов последнего опроса 29% отдали ему свои голоса, еще 47% заявили, что они уже приняли решение касательно голосования. Социологи вынуждены признать, что сократить отставание бывший министр финансов оказался не в состоянии, несмотря на то что ему прочили повышение рейтингов за счет более умной и дальновидной риторики. Нельзя не отметить, насколько высок градус борьбы кандидатов. Ранее британские СМИ писали, что к Сунаку испытывают неприязнь многие члены кабмина Джонсона.
На последних дебатах прежде рассудительный кандидат даже начал перебивать Трасс, пытаясь выправить положение, но в итоге только его ухудшил.
«Даже ведущий тогда выразил поддержку Трасс, а по опросам YouGov, проведенным вскоре после дебатов, Трасс отдали симпатии 60% респондентов, а Сунаку – лишь 26%. Были опросы и более благоприятные для Сунака, но в целом Трасс, конечно, сохраняет преимущество», – пояснил старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин.
В разговоре с «НГ» эксперт подчеркнул, что Сунак справедливо критикует Трасс за незнание экономики, доказывая, что крайний тэтчеризм со снижением налогов в нынешней ситуации высокой инфляции является нелогичной стратегией. Но сам Сунак рядовым тори не очень нравится: он богатый бизнесмен, к тому же надменный. Вдобавок Трасс сумела уколоть оппонента, напомнив, что до последних лет он был сторонником укрепления связей Британии с Китаем. «Не преминула она напомнить на дебатах и о том, что Сунак стал чуть ли не единственным министром финансов в Европе, который в условиях пандемии пошел на увеличение налогов. Теперь же дебатов не будет, и шансов изменить ход голосования мало с учетом того, что оно началось 5 августа», – рассуждает Охошин.
По сути, оба кандидата уже разыграли свои козыри. При этом эксперт подчеркнул, что на предыдущих выборах главы партии в 2019 году, когда Джонсону противостоял Джереми Хант, круг рассматриваемых проблем был гораздо уже.
«Тогда в центре внимания был брекзит, да и оба кандидата были бывшими министрами иностранных дел. Нынешние кандидаты заходят с разных углов зрения, обсуждают как внутреннюю, так и внешнюю политику. Впрочем, разочаровывает уровень осведомленности многих британцев: мало кто из них ориентируется на программы кандидатов, в чем Сунак сильнее. А многие даже не знают претендентов на пост премьера в лицо», – говорит Охошин.
Но вероятно, главным фактором стали личные качества Трасс и лояльность, с учетом того что поддержка Джонсона среди тори осталась довольно высокой. Трасс сотрудничала с ушедшим в отставку премьером до конца, и он отплатил ей негласной поддержкой.
Сунак же представляется для многих предателем, поскольку именно с него началась череда отставок, предшествовавших уходу Джонсона. Таким образом, получилось, что бывший министр финансов в каком-то смысле подсидел своего шефа. Многие тори не могут ему этого простить, невзирая на то, что и Трасс, несомненно, задумывалась о борьбе за пост премьера уже после Патигейта, когда аналитики засомневались в способности Джонсона отработать свой срок до конца. Теперь Сунак пытается более резкими ходами, такими как осуждение Ирана за его реакцию на покушение на писателя Салмана Рушди, завоевать расположение рядовых однопартийцев. Однако весьма вероятно, что в целом картину выборов это уже не изменит.