Патриция Шлезингер заявила, что уходит в отставку на фоне «личных обвинений и клеветы». Фото со страницы Media Convention Berlin в Flickr
«Жадность сожрала мозг», так охарактеризовал журнал Spiegel отставку председателя совета управляющих первой программы немецкого телевидения ARD и директора Радио Берлина и Бранденбурга (RBB) Патриции Шлезингер. Она была вынуждена покинуть свой пост после обвинений в хищении средств налогоплательщиков и в кумовстве.
В Германии огромное внимание уделяется отставке Шлезингер, так как Радио Берлина и Бранденбурга – некоммерческое государственное учреждение, осуществляющее теле- и радиовещание на всей территории страны. Сферы его деятельности – информационные и тематические телепередачи, радиовещание, телетекст и интернет. А сама деятельность регулируется договором, который утверждается ландтагом Бранденбурга и палатой депутатов Берлина. То есть все стратегические вопросы по руководству RBB принимаются на уровне правительств обеих земель.
Радио Берлина и Бранденбурга входит в рабочее сообщество общественных радиоорганизаций ФРГ, которое сокращенно носит название ARD. И хотя власти Германии отрицают государственный характер ARD, оно как объединение земельных каналов, принадлежащих государству, таковым, несомненно, является.
Особенно граждан Германии возмущает то, что фактически они сами оплачивали все роскошества Шлезингер. Ведь пользование каналами общественного телевидения, к которым относятся первая и вторая программы, соответственно ARD и ZDF, платные.
Шлезингер – личность в Германии довольно известная. Она работала на руководящих должностях на различных каналах земельного телевидения.
Обвинение, выдвинутое Шлезингер, звучит как «присвоение». Во всяком случае так называется повод для расследования ее деятельности, которое начала прокуратура сразу после ее отставки. Шлезингер обвиняется в злоупотреблении доверенной ей властью. Своей добровольной отставкой она избежала принудительного увольнения и пытается сохранить шансы на получение компенсации за время работы на этом посту. Впрочем, после вмешательства прокуратуры о компенсации скорее всего придется забыть.
В чем конкретно состояли «прегрешения» Шлезингер?
Конечно, в сравнении с растратами российского масштаба они могут показаться незначительными, но тем не менее явились поводом для прокурорского расследования в ФРГ. Как отмечает Spiegel, «ущерб, нанесенный ARD, был громадным».
Речь идет о растратах финансовых средств на личные цели и кумовстве, которое в России чаще называется блатом. Наиболее известные эпизоды – это частный прием на сотни гостей за счет телестудии; служебный автомобиль Аudi 8 с массажным креслом стоимостью 145 тыс. евро; перестройка этажа с ее служебным кабинетом за 650 тыс. евро. При этом по существующим правилам расходы на сумму более 200 тыс. евро требуют утверждения советом управляющих RBB, во главе которого она стояла. Разумеется, никакого утверждения не было, и вообще совет был не в курсе таких расходов.
Были к Шлезингер и другие претензии. В частности, поездка с друзьями в Лондон на частном самолете опять-таки за счет немецких налогоплательщиков. Главное, что все эти и другие траты «не из собственного кармана» осуществлялись долгие годы ее пребывания на высокой должности.