После теракта на улицах городов в Кашмире дежурят военные. Фото Reuters
Боевики атаковали сторожевой пост в индийской части Кашмира. Три солдата и два террориста убиты. В долине Кашмира большинство жителей – мусульмане. Этим и пользуются спецслужбы Пакистана, которые в течение десятилетий разжигают мятежи в этой неописуемой по красоте местности. На сей раз вспышка насилия была приурочена к двум датам – 75-летию независимости Индии (15 августа) и третьей годовщине отмены автономии Кашмира правительством партии БДП, которая опирается на индусов. Традиционно Дели считал главным потенциальным противником Исламабад, но после стычек на границе с Китаем в 2020 году основные военные ресурсы Индия направляет на противодействие Пекину.
За 75 лет, минувших со времени ухода Британии с индийского субконтинента, Индия и Пакистан встречались на поле боя трижды. Поскольку оба государства претендуют на владение всем Кашмиром и спор остается неурегулированным, Дели вынужден держать в регионе большой воинский контингент. Но с 2020 года, то есть с тех пор, как в Гималаях в районе Ладакх, в долине Галван, индийские и китайские солдаты, словно средневековые рыцари, вступили в схватку без применения огнестрельного оружия, стратегия Дели изменилась. Хотя потери были невелики (20 погибших у индийцев, трое – у китайцев), этот инцидент привел к резкой эскалации напряженности между двумя азиатскими гигантами. Как сообщает журнал Diplomat, 17 раундов переговоров между дипломатами и старшими офицерами не принесли плодов. Противостояние продолжается.
Это побудило Индию перенести фокус своей внешней политики с Пакистана на Китай. «Раньше Кашмир занимал главное место в наших озабоченностях во внешней политике. Но теперь мы признаем, что нужно страховаться от амбиций Китая, его агрессивности. Вот почему мы присоединились к организации Quad, куда входят также США, Япония, Австралия», – говорит Канвал Сибал, экс-посол Индии в России, бывший первый заместитель министра иностранных дел Индии.
Настойчивость, с которой Китай расширяет свое влияние в Азии, побуждает Дели концентрировать внимание на Пекине. В течение десятилетий Индия не считала Китай угрозой. Но этот подход изменился в середине 2020-го, поясняет генерал Дипендра Худа, который с 2014 по 2016 год возглавлял командование индийских войск в Кашмире. «Долина Галван стала поворотным моментом для стратегии Индии. В стране сложился консенсус о необходимости перезагрузить все отношения с Китаем, не только по пограничному вопросу», – добавляет Константино Ксавьер, сотрудник Centre for Social and Economic Progress в Дели.
В результате Индия фактически отказалась от своей традиционной политики неприсоединения, которую провозгласил первый премьер-министр страны Джавахарлал Неру. Этот курс, означавший, что Дели не присоединяется ни к одному из военных блоков, тем не менее позволил Индии установить тесные связи с СССР. Именно тогда Москва стала основным иностранным поставщиком оружия для Индии. Ее поддержка сыграла немалую роль в том, что Индия одержала победу над Пакистаном в войне 1971 года. Но Советский Союз распался. На фоне боевых действий в Украине Китай стал для России самым близким партнером и в какой-то мере союзником в противодействии давлению США и коллективного Запада.
Новая геополитическая ситуация ставит вопрос о том, выдержит ли ее традиционная российско-индийская дружба. Ведь на помощь Москвы в разрешении спора с Китаем Индия рассчитывать не может. Тем более что КНР однозначно встала на сторону Пакистана в конфликте с Индией и фактически превратилась в опору развития его оборонно-промышленного комплекса. Подтверждением этого расклада сил в сфере дипломатии стал инцидент в Совете Безопасности ООН. 10 августа в СБ рассматривалось предложение США и Индии о том, чтобы наложить санкции на командира одной из террористических группировок, которая базируется в Пакистане. Такое решение требует согласия всех 15 членов СБ. Китай в соответствии с действующей процедурой отложил введение санкций.
Раз Индия присоединилась к Quad и даже иногда выступает на международной арене совместно с США, не означает ли это, что ее связи с Россией ослабевают? Верно ли считать, что с индийской политикой неприсоединения покончено? С этими вопросами «НГ» обратилась к индийскому эксперту по внешней политике Винаю Шукле. «Правительство заявило, что не будет вступать в военные союзы. Не будет брать на себя жестких обязательств. Оно будет выстраивать политику, исходя исключительно из национальных интересов страны. Quad в военном плане играет для Индии все меньшую роль. Ведь США и ее главные партнеры создали военную группировку AUKUS (Австралия, Британия, США) и тянут туда Японию. Индия остается тут лишней».
Что касается России, то после событий в Украине российско-индийские отношения только укрепились. Индия закупает все больше нефти, угля, удобрений у России. А в военно-технической сфере обсуждается поставка российского бомбардировщика дальнего действия, заключил Шукла.