Фото Reuters
Поездка по странам Африки госсекретаря США Энтони Блинкена сразу после схожих визитов главы российского МИДа Сергея Лаврова и президента Франции Эмманюэля Макрона – новый этап в борьбе за Черный континент. Хотя Блинкен вдается в частности и пытается помирить Демократическую Республику Конго (ДРК) и Руанду, главная цель Вашингтона – не допустить чрезмерного роста влияния в регионе России и КНР. Но общая стратегия Белого дома для достижения своих целей выигрышной не выглядит.
Блинкен выразил свою озабоченность сообщениями о помощи Руанды повстанцам народности тутси группировки Движения 23 марта (M23), борющейся за независимость от ДРК. Госсекретарь отметил, что разрешение конфликта было центральной темой его встречи с президентом ДРК Феликсом Чисекеди и останется таковой в ходе визита в Руанду, где Блинкен встречается с президентом страны Полем Кагаме.
Кагаме – выходец из тутси, той самой народности, над которой в Руанде был осуществлен геноцид в 1994 году. M23 ведет свою борьбу недалеко от границы с Руандой, и через джунгли помочь повстанцам – дело, в общем-то, нехитрое. Конфликт продолжается уже 14 лет, но в марте 2022 года M23 предприняли новую попытку военного решения вопроса, что привело к тому, что десяткам тысяч местных жителей и жителям расположенной рядом Уганды пришлось покинуть свои жилища.
При этом госсекретарь открыл свой визит в Африку с более «простой» страны.
«Поездка Блинкена началась с ЮАР не случайно. И Вашингтон, и Йоханнесбург – это столицы либеральных демократий с рыночной экономикой и конкурентными выборами, при этом страны связаны экономически. Сам же визит в Африку объясняется как объективными факторами – увеличением населения континента и его потенциала, – так и шансом заручиться лишними голосами в ООН и возрастающей конкуренцией с КНР и Россией»,– объясняет «НГ» автор Telegram-канала о Черной Африке Zangaro Today Алексей Целунов.
Последний факт вполне логичен. Так, стратегия Пентагона предполагает расширение взаимодействия со странами Черного континента ввиду роста его сотрудничества с РФ и Китаем. При этом недавно Конгрессом был принят закон, направленный на борьбу с «вредоносной» деятельностью РФ и Китая, который расценили даже как желание Вашингтона наказать некоторые страны континента, в том числе ЮАР, за нейтралитет в конфликте РФ и Украины.
«С ЮАР у США есть определенное недопонимание, которое своим визитом Блинкен хотел бы устранить. Это и различные взгляды на конфликт в Западной Сахае между Марокко и Алжиром, и недавнее резкое закрытие границ стран Запада после обнаружения штамма COVID-19 в ЮАР, и «вакцинный национализм». Это отмечала и глава МИД ЮАР Наледи Пандор на встрече с госсекретарем», – поясняет эксперт.
Пандор помимо критики американского закона также подчеркнула, что Западу отнюдь не следует указывать африканским странам, какой выбор им делать и как им жить. Вместе с тем США стараются прислушиваться к подобным просьбам. Характерно, что сам визит Блинкена не затронул стран, с которыми у России есть тесные отношения. Например, его поездки в ДРК и Руанду напрямую связаны с желанием уладить вооруженный конфликт в регионе.
«Вместе с тем в ДРК немалая часть рудников разрабатываются китайскими компаниями, в связи с чем США давно стремятся предложить конголезскому руководству более выгодные условия добычи и недропользования. С Руандой же отношения сложные: страна ведет относительно самостоятельную политику и даже старается преследовать своих противников, в том числе оппозиционеров, за рубежом, что раздражает Вашингтон. Не стоит забывать и о герое Запада Поле Русесабагина, который получил 25 лет за связь с террористами, в то время как запомнился он тем, что укрывал потенциальных жертв геноцида в 1994 году», – рассуждает Целунов.
Эксперт считает, что гораздо больше проблем в конкуренции за влияние на континенте у США будет с Китаем, нежели с Россией, поскольку последняя практически не имеет экономической базы на континенте.
«При этом стратегия США и Европы, направленная на «озеленение» экономик Африки и защиту ценностей демократии, не всегда встречает понимание на континенте. Ведь лидеры этих стран как раз не заинтересованы в том, чтобы их оппонентов защищали. А экономические потребности стран континента связаны с тем, чтобы научиться использовать имеющиеся ископаемые ресурсы с максимальной отдачей здесь и сейчас, чтобы проводилась электрификация и развивалась промышленность, для чего, в свою очередь, как раз нужны вложения в добычу полезных ископаемых», – отмечает Целунов.
Причиной подобной стратегии, возможно, является ориентация на общественное мнение и конкретные группы избирателей. Но для самих африканцев это пока делает КНР более привлекательным выбором, поскольку Пекин предлагает инвестиции и кредитные линии, вполне конкурентные проекты в транспортной и производственной инфраструктуре, не связанные в то же время политическими обязательствами и требованиями.