16 октября 1964 года Китай провел первое ядерное испытание в Синьцзяне. Персонал полигона был в восторге. Фото с сайта www.gov.cn
В ООН открылась обзорная конференция по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Ее исход зависит от пяти ядерных держав – Китая, России, США, Британии, Франции, которые подписали договор в 1968 году, но также от других участников форума. На нем должен выступить премьер Японии Фумио Кисида, который от имени страны, подвергнувшейся атомной бомбардировке, призовет укрепить ДНЯО. Но позицию Токио ослабляет то, что она строит оборону, опираясь на ядерный щит США. Еще одним осложняющим моментом могут стать новые ядерные испытания в Китае.
Как видно из сообщения МИД Японии, визит Кисиды в Америку краткий, он не собирался встречаться с главой Белого дома Джозефом Байденом. Его главная задача – подчеркнуть важное значение ДНЯО и содействовать тому, чтобы государства, поставившие под договором подписи, вносили вклад в его претворение в жизнь. Кисида представит план ядерного разоружения в мире и напомнит, что Токио соблюдает три принципа – не владеть, не производить и не ввозить на свою территорию ядерное оружие.
Кисида – первый японский лидер, который выступит на такой конференции. Вполне логично, что единственное государство, ставшее жертвой ядерного удара, требует подвергнуть запрету оружие массового уничтожения. Но реализовать эту идею оказалось невозможным. Ведь постоянные члены Совета Безопасности ООН – государства, официально владеющие атомным оружием, – хоть по-разному формулируют доктрину обеспечения своей безопасности, все же рассматривают его как финальное средство отпора агрессору.
К тому же существуют ядерные державы, обладающие бомбой, но не подписавшие ДНЯО. Это Индия, Пакистан, Израиль. Из числа подписантов вышла и Северная Корея. Поэтому предыдущие обращения Токио к великим державам оказались, по существу, гласом вопиющего в пустыне. А на этот раз, на встрече в ООН, которая дважды откладывалась из-за пандемии, шансы Токио получить позитивный отклик на свою инициативу еще более блеклые. Дело в том, что Япония в преддверии визита Кисиды за океан обвинила Россию в том, что она угрожает применить ядерное оружие в Украине.
В беседе с «НГ» Валерий Кистанов, руководитель Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «Цель Кисиды – поставить Японию на место лидера движения за нераспространение. Но при этом он оставит за скобками тот факт, что Япония прячется за ядерным зонтиком США. Тем более что избирательный округ Кисиды – Хиросима, на которую была сброшена первая американская бомба. Он этим обстоятельством козыряет. Предполагаю, что Кисида то ли в прямой, то ли в завуалированной форме свяжет проблему ядерной опасности с действиями России. Ведь в Японии очень остро реагируют на инциденты в атомной сфере. Например, когда Россия взяла под контроль АЭС в Чернобыле, когда были происшествия на АЭС в Запорожье, на Москву сыпались обвинения, что она вот-вот доведет мир до ядерной катастрофы».
С другой стороны, на фоне Украины в Японии политики чаще стали подчеркивать незаменимое значение американского ядерного зонтика для безопасности страны. «Вспоминают покойного Синдзо Абэ, который говорил, что Япония должна иметь на своей территории американское ядерное оружие и в случае необходимости совместно с США его использовать. То есть пойти по тому же пути, что Германия. Впрочем, эксперты считают, что при желании Япония может быстро сама создать атомную бомбу. Словом, политика Японии по нераспространению двойственная», – заключил Кистанов.
Если разговоры о собственной бомбе в Японии никакого реального подтверждения не получили, то снимки с американских спутников над Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая побудили японскую прессу ухватиться за ядерную угрозу, исходящую из Китая. Газета Nikkei сообщила, будто КНР готовится, возможно, провести ядерные испытания около высохшего озера Лобнор в пустыне. На фото видны элементы полигона. Прокладывается туннель в горизонтальном направлении, возведены линии электропередачи, склады со взрывчаткой. «Китай может провести ядерное испытание в любой момент», – сказал газете эксперт частной геопространственной компании AllSource Analysis. Китай провел пять подземных ядерных взрывов у Лобнора. И вот теперь строится новый, шестой по счету туннель. Нобумаса Акияма, профессор университета Hitotsubashi, утверждает, что, делая выводы из событий в Украине, Пекин полагает, что может достичь успеха в противостоянии с США из-за Тайваня, применив тактическое ядерное оружие.
По этому поводу ведущий научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН Павел Каменнов сказал «НГ»: «Китай модернизирует свои ядерные силы. Но они строятся в рамках стратегии активной обороны. Никаких свидетельств, что Китай собирается применять это оружие во время тайваньского кризиса, нет».