В далекой африканской стране Джибути теперь можно легко встретить китайских военных. Фото с сайта www.sina.com.cn
Председатель КНР Си Цзиньпин обратился к чиновникам из 48 стран Африки с призывом сообща охранять мир на основе провозглашенной ранее глобальной инициативы безопасности. На практике это значит, что присутствие армии Китая на континенте расширяется. Она обучает все больше африканцев приемам современного боя, делится с ними данными разведки о терроризме и других опасностях. Действует китайская база в Джибути. На Западе считают эти шаги КНР угрозой для себя. Но и интересы России, крупнейшего поставщика оружия и военных инструкторов в Африку, могут пострадать.
Лидер Китая выступил перед старшими представителями армий и военных ведомств африканских государств на форуме, который проходил в режиме онлайн.
По его словам, обеспечивать безопасность одних государств за счет других, так же как бесконтрольно навязывать свои юридические понятия другим государствам, накладывать на них санкции недопустимо. Безопасность и мир должны быть достоянием всех.
Речь на форуме произнес министр обороны Китая Вэй Фэнхэ. Он сказал, что Китаю и Африке следует увеличить кооперацию в сфере поставок оружия, чаще проводить совместные учения на море.
Как говорит Джон Калабрезе, глава департамента в Американском университете в Вашингтоне, ускорение военной поступи Китая на Черном континенте – закономерное событие на фоне инициативы «Пояс и путь», которая охватила весь мир. В этом плане смысл создания военной базы в Джибути и активизация участия Китая в миротворческих миссиях ООН очевидны.
Китай почти 10 лет назад направил боевые подразделения в Судан, в 2013 году послал солдат в помощь миссии ООН в Мали. Китайские военные также помогали ООН в Либерии и Демократической Республике Конго. А совместные учения китайцы проводили с Камеруном, Габоном, Ганой и Нигерией.
Бенджамин Бартон, доцент Университета Ноттингема в Малайзии, утверждает, что Пекин в первую очередь стремится представить себя как страну, которая заботится об африканских братьях. Но рост присутствия китайских государственных и частных военных структур объясняется и тем, что на них есть спрос в Африке. А Франция потеряла престиж в некоторых странах, таких как Мали. Там ее подразделения находились почти 10 лет, а в начале нынешнего года Париж объявил об их выводе. Их место медленно занимает Россия, в основном ЧВК Вагнера.
Что касается США, то экс-президент Дональд Трамп сократил число военнослужащих в Африке. Президент США Джозеф Байден пытается восстановить роль Америки, например, в такой стране, как Сомали. Байден даже объявил, что с 13 по15 декабря организует саммит для африканских лидеров в Вашингтоне для того, чтобы «продемонстрировать обязательства США перед Африкой».
В беседе с «НГ» академик Алексей Васильев отметил: «США втягивают Китай в конфронтацию. Он должен своими методами давать ответ. Это прежде всего касается экономики. Китай – первый экономический партнер Африки. По торговле он далеко впереди США. О значении континента в мировом раскладе сил говорит и недавний визит туда министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Этот визит показал, что Африка не хочет занимать явно прозападную позицию, хотя на нее давят со всех сторон. Африканцы страдают от роста цен, нехватки продовольствия. Они винят в этом бывшие колониальные державы и Америку. На этом фоне, на мой взгляд, в Москве китайскую инициативу воспримут позитивно».
А Китай давно закрепляется в Африке. Об этом говорит и база в Джибути, и участие в операциях ООН. «Что касается российских интересов, то уже десяток африканских стран работают с ЧВК. Думаю, столкновения интересов российских и китайских организаций тут не будет. Политику Пекина отличает то, что он мыслит стратегически. Вкладывает средства, дает займы. Многие страны погрязли в долгах. А Китай делает два шага вперед, а потом шаг назад. Простил Замбии долги, другим реструктурирует, а общий курс сохраняет», – заключил академик.