Президенты Франции и Камеруна тепло поприветствовали друг друга, несмотря на сложные отношения. Фото с сайта www.prc.cm
Президент Франции Эмманюэль Макрон проводит четырехдневное рабочее турне по Африке. Он прибыл в Камерун, откуда нанесет визит в Бенин и Гвинею-Бисау. Париж старается сохранить остатки былого влияния после потерь позиций Елисейского дворца в Сахеле. В Африке увеличивается влияние Китая, способного предложить крупные финансовые ресурсы и помощь в возведении инфраструктуры, а также России, стремящейся преодолеть изоляцию и наладить политические связи. Однако серьезных экономических выгод от присутствия в Африке для Москвы пока не предвидится.
В понедельник вечером Макрон прибыл в Камерун, где его встретил 89-летний коллега Поль Бийя, который правит в стране уже 40 лет. Камерун – типичный пример африканской страны, в которой власть не отдают долго, хотя так происходит далеко не везде на Черном континенте. Предшественник Бийя – Ахмаду Ахиджо был главой страны с 1960 по 1982 год. С ним Бийя вскоре после прихода к власти рассорился и обвинил в попытке государственного переворота, после чего заочно Ахиджо был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением, которого тот, нашедший убежище во Франции и Сенегале, разумеется, избежал.
Однако традиция сурово обходиться с противниками сохранилась. Так, в январе 2019 года был задержан на митинге противник Бийя на прошедших президентских выборах Морис Камто вместе со сторонниками. Его удерживали больше восьми месяцев.
Чуть позже общественность просила Макрона повлиять на Бийя во время вспышки этнического насилия в стране, и французский президент прямо сказал, что он применит методы давления, что привело к возмущению самого Бийя.
Но дела все-таки взяли верх над старыми обидами, и два президента встретились. Ключевой темой может стать обсуждение безопасности и борьбы с сепаратизмом англоязычных регионов, ведущейся с 2017 года, отмечает France24. Камерун был поделен между Британией и Францией после поражения Германии в Первой мировой войне, и поэтому в стране в разных регионах говорят на разных языках. Сейчас Камерун быстро укрепляет отношения с КНР.
Для Франции наладить связи с бывшей колонией – дело принципа. На Черном континенте в последнее время дела у Пятой республики шли неважно. Париж выводил войска из Сахеля, где не совсем удачно проходила операция против джихадистов и произошли перевороты – в Мали и Буркина-Фасо. Причем путч в Мали имел достаточно подчеркнутый антифранцузский характер.
Попытки Франции показать себя с лучшей стороны путем возвращения африканских реликтов в Бенин и другие страны каких-либо дивидендов тоже пока не дает. Наконец, попытки без полномасштабного извинения примириться с Алжиром, недавно праздновавшим 60 лет независимости, тоже успеха не имели.
Складывается впечатление, что стратегия общения французского президента с претензией на открытость терпит неудачи на Черном континенте. Особенно ярко это проявилось во время визита Макрона на саммите G5 в 2019 году, перед началом которого глава Елисейского дворца потребовал от лидеров стран Сахеля разъяснить протестовавшим жителям, что французские войска располагаются для защиты населения и что если население не хочет их присутствия, то они уйдут. Последнее в итоге и произошло, а само заявление многие африканцы посчитали оскорбительным для более пожилых, нежели Макрон, лидеров.
Параллельно глава МИД РФ Сергей Лавров тоже совершает турне по Африке, в ходе которого во вторник он посетил Уганду. Ранее он побывал в Египте и Республике Конго, а завершит визит на Черный континент в Эфиопии.
«Что касается выбора мест для визита, то Уганда – это наиболее дружественная для России страна, связанная военными поставками. Эфиопия – это штаб-квартира Африканского союза, и, видимо, Москва хочет поддержать Аддис-Абебу в мирном урегулировании гражданского конфликта. А президент Конго Денни Сассу-Нгессо – это известный во всей Африке медиатор, в том числе в Ливии. Египет же, вероятно, успокоят в вопросе поставок зерна. Конкуренции с Францией здесь не так много, разве что с Камеруном в апреле РФ подписала военное соглашение на пять лет, а Макрон попробует переубедить Бийя сотрудничать с РФ и впускать частные военные кампании, как это уже было в соседней ЦАР»,– поясняет автор Telegram-канала о Черной Африке Zangaro Today Алексей Целунов.
В разговоре с «НГ» он отметил, что в Камеруне темой для разговора может стать транзит власти, поскольку глава страны уже немолод, а в Гвинее-Бисау присутствие Парижа может быть наращено, учитывая то, что страна в языковом и культурном плане дрейфует в сторону Франции, уходя от влияния Португалии.
У французов в отличие от России есть довольно развитая экономическая база на континенте. Например, в Камеруне компания Castel консолидировала до 80% рынка алкогольных и безалкогольных напитков. Развиты среди французских компаний здесь строительный бизнес, производство цемента. Другое дело, что еще с 1990-х годов монопольное присутствие компаний в бывших колониях стало уменьшаться.
«То есть процесс снижения присутствия в Африке французского элемента продолжается уже не одно десятилетие», – подчеркивает Целунов.