Фото REUTERS
Американские дипмиссии в критически важных странах Африки переживают серьезный кадровый дефицит. Проблему раскрыло издание Foreign Policy. Кризис укомплектованности посольств уже привлек внимание высокопоставленных представителей Конгресса, которые рисуют мрачную картину долгосрочных последствий подобной ситуации, в том числе с точки зрения эффективности внешней политики США. Однако кризисная симптоматика выходит далеко за рамки Черного континента: жалобы на отток карьерных дипломатов из Госдепартамента стали появляться еще в эпоху Дональда Трампа.
О проблеме неукомплектованности американских посольств в странах Африки издание Foreign Policy сообщило, отталкиваясь от многочисленных интервью с сотрудниками Госдепа.
Их оценки свидетельствуют, что кризисные явления остро дают знать о себе в нескольких стратегически важных районах континента. Тревогу вызывает в том числе дипломатическое присутствие США в Судане, который переживает тяжелейший переходный период с 2019 года, когда обрушился режим Омара Башира. Трудности есть даже в регионе Сахеля, где западные страны ведут вооруженную борьбу с террористическими формированиями.
По внутренним оценкам Госдепартамента, в последние месяцы в посольстве США в Нигере пустовало больше половины должностей. За тот же период в дипмиссии Буркина-Фасо почти треть мест были вакантными, в то время как в Мали посольство США испытывало нехватку того же масштаба.
«Постоянный и острый недостаток штатных должностей дипломатической службы в представительствах США в Африке вызывает серьезную озабоченность, – заявил сенатор-республиканец Джим Риш, который входит в комитет верхней палаты по международным отношениям. – Несмотря на то что глобальные нужды и потребности ведомства огромны, ужасная ситуация с кадрами и человеческими ресурсами иллюстрирует то, что Африка представляет собой второстепенную задачу, а не глобальный приоритет».
«Правительство США годами инвестировало миллиарды в сектор безопасности в странах Африки, но не может решить проблему нехватки ресурсов и дипломатического присутствия, – говорит сенатор-демократ Боб Менендес. – Это мешает нашей способности сохранять баланс между программами в сфере безопасности с программами, направленными на устранение коренных причин экстремизма и общей нестабильности».
По словам действующих и отставных дипломатов, частично проблема заключается в слабости системы материальных стимулов, которые могли бы повысить привлекательность работы в неблагополучных странах с ограниченной инфраструктурой, где высоки риски для жизни.
Отдельная проблема – сама процедура утверждения. Должность посла, как и высокопоставленных чиновников Госдепа, требует утверждения на Капитолийском холме, однако с годами соответствующий процесс становится все более и более политизированным. На этом фоне президент Джозеф Байден не особо спешил с номинациями некоторых кандидатов в послы в течение первого года своего пребывания в должности.
Некоторые связывают кадровую ситуацию с последствиями того профессионального кризиса, который поразил Госдепартамент в эпоху Трампа, называвшего своих критиков внутри исполнительной власти «глубинным государством».
В первый год президентства политика-республиканца внешнеполитическое ведомство США потеряло около 60% своих карьерных послов, говорилось в докладе, который был представлен два года назад для комитета Сената по международным отношениям. Более зловеще выглядело то, что за три года работы Трампа свыше десятка позиций помощников или заместителей госсекретаря либо так и остались пустыми, либо были отданы в руки временных назначенцев. В исследовании, представленном сенаторам, цитировались неназванные официальные лица, которые в связи с этим говорили о потере институциональных знаний и реального опыта.
Ситуация не улучшилась с приходом в 2021 году команды Байдена. Примерно треть сотрудников Госдепартамента обдумывали вариант с уходом на покой в первый год его президентства, отмечалось в анализе Института изучения дипломатии и Гарвардской школы Кеннеди. Авторы исследования откровенно говорили о кризисе удержания кадров внутри дипломатического ведомства США.
Если в связи с ситуацией вокруг посольств в Африке американские законодатели и эксперты говорят о рисках уступить сферу влияния России и Китаю, то нетрудно предположить, чем грозит внешней политике Белого дома эта тенденция в случае расширения на более широком, ведомственном уровне.
«Кризис истощения дипломатической службы реален и вызван ею самой, – отмечает в анализе для онлайн-журнала War on the Rocks бывший сотрудник посольства США в Китае Джордж Хови. – Его институциональные корни сокрыты в культуре личности в Государственном департаменте, в тенденциях соблюдать осторожность и в отсутствии гибкости. Искоренение уже укрепившихся интересов, мешающих Государственному департаменту адаптироваться к XXI веку, потребует согласованных усилий по адаптации методологии на основе фактических данных и полной модернизации алгоритмов назначения и оценки».
По его словам, от функционирования дипломатических институтов зависит не только национальная безопасности Америки, но и сеть ее международных альянсов. «Если дипломатическая служба не изменит свою культуру и кадровую систему, чтобы привести цели рабочей силы в соответствие с целями своей миссии, то она не заслуживает тех талантов, которые больше не может удерживать», – бескомпромиссно заключает Хови.