0
5010
Газета В мире Печатная версия

21.07.2022 20:00:00

"Новый шелковый путь" дискредитирован переворотом в Шри-Ланке

Амбициозный китайский проект заходит в тупик из-за долгов развивающихся стран перед КНР

Тэги: китай, новый шелковый путь, проект, займы, долговой кризис, шри ланка, переворот, экономика, протесты


китай, новый шелковый путь, проект, займы, долговой кризис, шри ланка, переворот, экономика, протесты Башня «Лотос» могла быть символом успеха проекта «Один пояс – один путь», а стала символом его неудачи. Фото с сайта www.news.cn

Западные СМИ утверждают, что китайская инициатива «Пояс и путь» проваливается. Башня «Лотос» высотой 350 м в городе Коломбо должна была стать символом расцвета экономики Шри-Ланки. Сегодня небоскреб, возведенный на китайские деньги, не достроен, а неподалеку граждане проводят демонстрации против своих властей. Шри-Ланка – одно из десятков развивающихся государств, которые взяли займы у КНР. Но большое число проектов, подобных «Лотосу», не оправдало затрат, а заемщики не могут оплачивать долги. По мнению эксперта, китайский план стал жертвой нападок США и их союзников.

Как пишет Financial Times, гигантский бутон лотоса, который вот-вот распустится, служил метафорой светлого будущего Шри-Ланки. А на деле стал воплощением проблем, с которыми столкнулась программа Нового шелкового пути. Стройка затягивалась, власти государства ранее даже выдвигали обвинения в коррупции против одного китайского подрядчика. И вот сейчас, три года спустя после официального ввода в строй, ее залы, включая торговый центр, центр конференций, рестораны, или находятся в состоянии незавершенки, или большей частью пустуют.

Атула Камарасири, владелец книжной лавки по соседству, спрашивает: «Какой толк от этой башни? Это белый слон». В развивающемся мире многие страны надеялись получить выгоду, беря кредиты у Китая. Инициатива «Пояс и путь» стала самой большой программой инфраструктурного строительства, которую когда-либо предпринимала одна страна. Однако большое число проектов не оправдало ожиданий. А огромные займы усугубили финансовые тяготы уязвимых правительств. Это особенно ясно видно на примере Шри-Ланки, которая объявила дефолт по госдолгу в мае. Но и в других странах Азии, Африки и Латинской Америки риски, связанные с проектами, переросли в кризисы долгов.

Это оказывает огромное воздействие на развивающийся мир. По данным мозгового центра American Enterprise Institute в Вашингтоне, цена проектов «Пояса и пути» в развивающихся cтранах к концу 2021 года составила 838 млрд долл. Но займы, которые финансируют эти проекты, становятся плохими. Общая стоимость займов, взятых у китайских организаций, по которым нужна реструктуризация, в 2020–2021 годах составила 52 млрд долл.

«Это худший период давления на долги со времени старта инициативы в 2013 году», – говорит Мэтью Минжи, старший сотрудник исследовательской организации Rhodim Group. Правда, даже аналитики, работающие в США, признают, что не верно всю вину сваливать на китайцев, на их неуемное стремление распространить влияние Поднебесной на третий мир и даже на Восточную Европу.

В несчастья, постигшие Шри-Ланку, внесла свой недобрый вклад пандемия. Кроме того, свергнутый президент страны Готабая Раджапкаса совершил катастрофическую ошибку. Во время выборов 2019 года он пообещал превратить земледелие страны в «зеленое». И, выполняя обещание, запретил импорт синтетических удобрений и пестицидов. В результате возникла нехватка продовольствия, цены взлетели вверх. Только за первую половину 2022 года производство риса упало на 20%. Как признает американское издание Foreign Policy, к кризису привела также близорукость политического руководства и борцов за сохранение окружающей среды.

И все же американские политики, в частности госсекретарь Энтони Блинкен, не устают повторять, что курс Китая в развивающихся странах – это вызов США и их союзникам. В беседе с «НГ» Александр Лукин, директор Департамента международных отношений Высшей школы экономики, отметил: «Проблемы с инициативой «Пояс и путь» возникали во многих странах – в Черногории, Малайзии, например. В Черногории китайцы построили мост, а потом оказалось, что платить строителям нечем. В эту программу вступило огромное число стран. Инвестиции часто вызывают споры. С этим сталкивались и западные страны. Но конфликты чаще возникали не на межгосударственном уровне, а с частными компаниями. С Китаем дело обстоит примерно так же. Но западные СМИ и эксперты используют споры и разногласия китайцев с получателями кредитов в политических целях, чтобы показать, что в Китае все плохо, что его экономика терпит крах. На самом деле по сравнению с Западом Китай развивается гораздо быстрее. А в рамках «Пояса» большинство проектов успешные».

При этом следует заметить, что в американских СМИ порой утверждается, будто китайская инициатива напрямую пострадала от военных действий в Украине. Раньше китайские грузы шли по железной дороге через эту страну, а теперь китайцы вынуждены искать обходные пути через Закавказье и Ближний Восток.

«Это вообще не соответствует действительности. Если через Россию из Китая что-то шло, то незначительная часть. Торговля Китая с Европой идет морем, контейнерами. Даже в Россию большая часть товаров доставлялась морем», – утверждает Лукин.  


Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1324
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1358
Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
1564
Еврочиновники проводят внезапные инспекции в китайских компаниях

Еврочиновники проводят внезапные инспекции в китайских компаниях

Ольга Соловьева

Пекин отвергает претензии к "избыточным" производственным мощностям

0
1732

Другие новости