В рядах консерваторов Риши Сунак мешает многим, но прежде всего Борису Джонсону. Фото Reuters
В Великобритании подходит к финишной прямой борьба за пост главы Консервативной партии и премьер-министра страны. На данный момент в течение нескольких голосований лидирует бывший министр финансов Риши Сунак. В отличие от своих оппонентов он более умерен и осторожен в заявлениях. Однако преимущество Сунака не так велико, как ему хотелось бы. Принадлежность к классу состоятельных подданных Соединенного Королевства и налоговые махинации жены могут сослужить ему плохую службу. Не в его пользу и то, что он начал волну отставок в кабинете Бориса Джонсона. А по опросам YouGov, Сунак скорее проиграет любому из потенциальных оппонентов, нежели одержит победу.
Постепенно завершается процесс определения премьер-министра Великобритании. Во вторник в парламенте состоялся четвертый раунд по его выборам. В нем победил Сунак – за него проголосовали 118 парламентариев. На втором месте – замминистра торговли Пенни Мордонт (92 голоса), глава МИДа Элизабет Трасс (86 голосов). Из борьбы выбыла набравшая 59 голосов депутат Кеми Бейднок. Она получила наименьшую поддержку и не будет участвовать в пятом туре.
Тем временем Джонсон провел последнюю встречу со своими подчиненными в преддверии летних парламентских каникул, которые начнутся 21 июля. Впрочем, каникулами они будут весьма условно. Ведь сейчас решается политическая судьба страны на ближайшие два года. Ведущая оппозиционная сила, Лейбористская партия, инициировала голосование о доверии уже ушедшему в отставку премьеру. Лидер лейбористов Кир Стармер и его однопартийцы мотивировали свои действия тем, что ошибки Джонсона столь значительны, что он не имеет права находиться на своем посту даже исполняющим обязанности. Напомним, в этом ранге он должен возглавлять правительство вплоть до 5 сентября, когда новый премьер приступит к работе. Ожидаемо парламентское большинство, состоящее из тори, лейбористов не поддержало. 349 голосами против 238 правительству было выражено доверие.
Однако на первый план, конечно, уже выступает вопрос о том, кто станет преемником Джонсона. Сам он сначала заявил, что поддерживать никого не будет, но затем призвал поддерживать любого, но только не Сунака.
Один из собеседников Times сказал, что бывшего министра финансов его коллеги по кабмину «ненавидят». Это может стать куда более важным фактором поражения Сунака. Речь может идти об определенном объединении истеблишмента против этой кандидатуры. Неприязнь же Джонсона объяснима. Именно с того момента, как Сунак сложил свои полномочия, началась та череда отставок, которая стоила должности Джонсону.
На стороне этого кандидата – рациональность, глубокие знания экономики, а также то, что он создал финансовую компанию с объемом капитала в сотни миллионов фунтов. Но это же ставит его в класс сверхбогатых. Сунак может стать самым выгодным для России премьером из всех других возможных вариантов. Это не значит, что он будет дружественен к Москве: в нынешних условиях это исключено. Но он, подходя ко всему рационально, может ослабить санкционное давление на Москву и несколько ограничить помощь Украине. Во всяком случае, этого боится Джонсон.
Но чго бывший министр финансов точно не будет делать, так это занимать еще более принципиальную позицию по отношению к России. А вот другие кандидаты, Мордонт и Трасс, на это пойти могут. Трасс даже пообещала, что она увеличит военные расходы до 3% ВВП. Правда, тогда непонятно, как она собирается выполнить предвыборное обещание о снижении налогов? Такой же неаккуратной в обещаниях оказалась и Мордонт, которая, заявила о том, что сократит налоги еще больше, нежели ее оппонентка.
В целом же уровень соперников Сунака низок, отмечает директор Института Европы РАН Алексей Громыко. Отвечая на вопрос «НГ» о том, что является причиной, он указал на усиление евроскептицизма. «Слишком много политической энергии ушло в этом направлении еще с 90-х годов», – констатирует он. Эксперт считает, что проблемы в кадрах особенно серьезно дали о себе знать к концу эпохи Дэвида Кэмерона. Также Громыко отметил, что у оппонентов Сунака, да и у него самого не так много опыта госуправления. Мордонт была министром обороны всего три месяца, Трасс пыталась сделать из себя значимую фигуру на посту министра иностранных дел, но успешной ее усилия вряд ли можно признать, да и главой МИДа она пробыла меньше года.