Олаф Шольц считает, что для победы над РФ необходимо единство по внешнеполитическим вопросам. Фото Reuters
На заседании в Брюсселе Совет ЕС по иностранным делам без особых дебатов одобрил очередной, пятый транш помощи украинской армии. Против не выступила ни одна страна. Более трудным для Евросоюза станет достижение согласия по вопросу о новых антироссийских санкциях. В преддверии заседания Совета канцлер Германии Олаф Шольц выступил с неожиданной, но знаковой инициативой реформирования ЕС. Он призвал отказаться от принципа единогласия, когда речь идет о решениях, касающихся внешней политики.
Совет ЕС по иностранным делам, прошедший на уровне глав МИД стран Евросоюза, легко согласился выделить Украине 500 млн евро. Ту же сумму составляли и каждый из прежних траншей, выделявшихся стране в конце мая, 13 апреля, 23 марта и 28 февраля.
В Киеве надеются, что украинская армия, если не произойдет чего-то чрезвычайного, будет ежемесячно получать военную помощь от ЕС на сумму 500 млн евро. А пока Украина получила на ту же цель от Евросоюза в общей сложности 2,5 млрд евро. Немало, но и не так уж много. Правда, нужно учитывать, что это – чистая помощь. Для сравнения: в США Конгресс недавно принял рекордный пакет военной поддержки Украине на сумму 54 млрд долл. Однако непосредственно украинской армии из этой суммы достанется лишь 6 млрд. Прочее фактически пойдет американским вооруженным силам и военно-промышленному комплексу страны.
На что именно будет потрачена очередная помощь ЕС, не разглашается. Не исключено, что 500 млн евро пойдут в том числе на закупку у Испании 10 танков Leopard 2A4 и двух десятков бронетранспортеров М113. О готовящейся сделке сообщало издание Infodefenca. «Европа – вместе с Украиной» – так прокомментировал выделение транша председатель Евросовета Шарль Мишель. А украинский министр иностранных дел Дмитрий Кулеба назвал выделение военной помощи одним из трех компонентов восстановления мира, повышения безопасности и защиты стабильности в Европе. Два других – это применение мер международной юстиции и введение антироссийских санкций.
А между тем по последнему компоненту в Евросоюзе единства нет. Оформить седьмой пакет санкций ЕС должен до 21 июля, когда евроструктуры уйдут в отпуск. Поторопиться и не особо спорить фактически призвал коллег глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис, напомнивший, что «российские военные не планируют брать выходные».
Впрочем, больше беспокойства литовского чиновника в связи с заседанием Совета ЕС внимание привлекла неожиданная инициатива Шольца. Перед встречей в Брюсселе вышла колонка канцлера в газете Frankfurter Allgemeine. В ней подчеркивалось, что конфликт РФ и Украины сделал как никогда актуальным вопрос о необходимости достижения единства при принятии решений странами ЕС. «Мы просто не можем позволить себе и дальше сохранять национальные вето, например, во внешней политике, если хотим, чтобы нас слышали в мире, где конкурируют крупные геополитические игроки», – написал Шольц.
Таким образом, канцлер Германии, пожалуй, впервые заявил о себе как о стороннике продолжения линии Ангелы Меркель на определенную централизацию Евросоюза. Конечно, его предложение куда радикальнее того, что высказывались ею. Право вето на решения ЕС относится к числу фундаментальных, основополагающих прав, при неукоснительном соблюдении которых многие страны и соглашались присоединяться к Евросоюзу. Достаточно вспомнить Ярослава Качиньского и его критику в адрес Брюсселя из-за попыток руководства ЕС принимать решения, идущие вразрез с позицией руководства Польши.
Если колонка Шольца – это нечто большее, чем просто предложение, а заявка на серьезную реформу ЕС, то она после 24 февраля и последующих дебатов в Евросоюзе должна приобрести в Европе немало сторонников. Ведь именно право вето, имеющееся у национальных правительств, мешает Брюсселю быстро принимать действенные антироссийские санкции. Из-за неуступчивой позиции премьер-министра Венгрии Виктора Орбана не получилось быстро одобрить эмбарго на покупку российской нефти. С другой стороны, отказ от права вето нанесет существенный удар по единству Евросоюза и может быть использован евроскептиками для того, чтобы добиться выхода из ЕС.
Как бы то ни было, определенную поддержку в Брюсселе позиция Шольца уже имеет. Это показала, в частности, принятая в начале июня Европарламентом резолюция. В ней содержится рекомендация Евросовету изменить процедуру принятия решений по санкциям. Евродепутаты призвали отойти от принципа единогласия и одобрять санкционные пакеты простым квалифицированным большинством.