Фото REUTERS
Намеченные на этот месяц переговоры Конституционного комитета по Сирии в Женеве отменены. Об этом сообщил специальный посланник ООН по урегулированию конфликта в этой стране Гейр Педерсен. По словам принимавших участие в диалоге представителей оппозиции, причиной стал отказ от явки со стороны делегатов, уполномоченных говорить от имени правительства. Этому предшествовали заявления российской дипломатии по поводу необходимости релокации переговоров: Швейцария стала занимать слишком враждебную позицию по отношению к Кремлю, сетовали официальные лица.
В уведомлениях, которые были разосланы участникам переговоров офисом Педерсена, говорится, что проведение следующего раунда «больше невозможно». «Специальный посланник подчеркивает важность того, чтобы все заинтересованные стороны в этом конфликте защищали и ограждали сирийский политический процесс от своих разногласий в других частях мира, и призывает их участвовать в конструктивной дипломатии по Сирии», – говорится в заявлении ооновского дипломата. Не исключено, что здесь речь идет о напряженности из-за событий в Украине, которая экстраполируется на все международные площадки. Педерсен, впрочем, в то же время уточняет, что готов продолжить соответствующие консультации со всеми участниками процесса.
Видный деятель сирийской оппозиции и ее ключевой представитель в Конституционном комитете Хади аль-Бахра сообщил, что подготовка к девятому раунду в Женеве застопорилась из-за отказа делегации, выступающей от лица правительства, от присутствия. Она указала на необходимость выполнения запросов от России, обратил внимание аль-Бахра. «Отсрочка, сдерживание и выдвижение предварительных условий, к которым сирийцы не имеют никакого отношения, являются уклонением от выполнения резолюции Совета Безопасности ООН 2254. Ситуация подчеркивает, что сирийский режим ставит внешние интересы выше национальных интересов Сирии», – подчеркнул оппонент официального Дамаска.
Вероятно, речь идет о предложениях, которые выдвинул по итогам 18-й международной встречи в астанинском формате в прошлом месяце спецпредставитель президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев. «Для нас как для российской делегации само сопровождение работы комитета на площадке Женевы приобретает все более тягостный характер в силу недружественной, враждебной действительно позиции Швейцарии по отношению к России, – пояснил дипломат. – Поэтому мы обозначили необходимость переноса дальнейшей работы Конституционного комитета на более нейтральную площадку». Среди предложенных Москвой вариантов – Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Оман. Не исключается и альтернатива в виде Бахрейна.
В этом месяце объем замороженных Швейцарией активов, предположительно принадлежащих попавшим под «украинские» санкции россиянам, приблизился к цифре в 6,7 млрд швейцарских франков (6,8 млрд долл.). Как отмечал местный Государственный секретариат по экономическим вопросам (SECO), это лишь одна из мер против Кремля. Тем не менее швейцарские власти продолжают сталкиваться с критикой за слабость санкционной политики. Спустя пять месяцев с начала спецоперации им по-прежнему недостает «политической воли и интенсивных усилий по отслеживанию активов подсанкционных лиц», отмечал в разговоре с немецкоязычной газетой Tages-Anzeiger Оливер Классен, представитель мониторинговой НПО Public Eye.
Впрочем, для России заморозка активов ознаменовала фактический отказ Швейцарии от нейтралитета.
В конце июня спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИДа Михаил Богданов отмечал, что вопрос о переносе диалога по Сирии все еще находится на рассмотрении. «Мы обсуждали этот вопрос с теми, кто может потенциально стать организатором этой встречи. Этот вопрос находится на рассмотрении наших коллег, прежде всего сирийских сторон, и, разумеется, наших коллег по астанинской тройке (в этот формат входят Россия, Турция и Иран. – «НГ»)», – сообщил российский дипломат. Тем не менее, судя по всему, вопрос по-прежнему находится в стадии проработки.
Наблюдатели говорят, что поиск альтернативы осложняется отсутствием в некоторых странах, рассматриваемых как потенциальное место проведения конституционных переговоров, представительств ООН. Сирийский журналист Айман Абдель Нур, проживающий в изгнании, отмечает: Турция, выступающая одним из ключевых «адвокатов» интересов сирийской оппозиции, настаивает на том, чтобы работа Конституционного комитета сохраняла формальное ооновское покровительство. В связи с этим Анкара предложила свои варианты возможных площадок: Найроби (Кения), Вена (Австрия) и Гаага (Нидерланды), пишет он.
Однако последние два варианта точно не удовлетворят критериям Москвы, которая, исходя из заявлений ее официальных лиц, ищет площадку, минимально зависимую от глобальной конъюнктуры. Не исключено, что в условиях сохраняющихся разногласий переговоры будут просто поставлены на паузу. Тем более что сам президент Башар Асад в одном из интервью откровенно давал понять, что не верит в необходимость такого формата диалога: делегаты, представляющие оппозицию, защищают интересы Турции, а не своего народа, аргументировал сирийский лидер.