Попрощаться с креслом премьера Джонсону оказалось проще, чем примириться с собственной партией. Фото Reuters
В Великобритании продолжается борьба за посты лидера Консервативной партии и премьер-министра после отставки Бориса Джонсона. Новые люди заявляют о своих претензиях на власть. Так, за последнее время это сделали экс-министр обороны Пенни Мордонт и министр иностранных дел Элизабет Трасс, которая пообещала снизить налоги и сделать все для того, чтобы Украина одержала победу над Россией в военном конфликте. На второй план ушли вопросы хотя и менее сиюминутные, но куда более важные в долгосрочной перспективе: насколько изменится политика Даунинг-стрит и не захочет ли Лондон наладить испортившиеся отношения с рядом стран. Впрочем, России среди них точно не будет.
Еще на прошлой неделе в борьбе за пост преемника Джонсона имелся явный фаворит. Это министр обороны Великобритании Бен Уоллес. Его поддерживали большинство избирателей тори. Однако Уоллес, посовещавшись с семьей, от борьбы за пост лидера партии отказался. Ситуация стала куда менее определенной. СМИ уже отнюдь не спешат приписывать победу заранее кому-либо из кандидатов. Сам Джонсон заявил, что никого из претендентов на премьерское кресло поддерживать не будет.
Одним из важных событий в фактически начавшейся кампании за пост главы партии безусловно стало выдвижение министра иностранных дел Элизабет Трасс. Многие приписывали именно ей статус главного потенциального противника Уоллеса еще до того, как тот отказался бороться за статус жителя Даунинг-стрит, 10. Для РФ примечательно то, что она обещает быть более суровой в отношении России, нежели Джонсон.
В газете Telegraph Трасс написана колонку, в которой пообещала, что она будет эффективной как в решении экономических проблем, так и в деле «нанесения поражения» Владимиру Путину в Украине, а также в противостоянии с Китаем. Она пообещала уменьшить налоги с первого же дня на посту премьера и урезать государственные расходы. В общем, все это вполне в духе Маргарет Тэтчер, с которой Трасс уже начали сравнивать.
Но не только она претендует на то, чтобы стать новой женщиной-премьером. Первая министр обороны прекрасного пола за историю страны Пенни Мордонт вполне может с ней посоперничать. Ее популярность довольно высока, и репутация не была запятнана скандалами. А вот в Трасс приходится сомневаться. Она не просто работала в кабинете Джонсона, но и проводила некоторые весьма спорные решения. Например, именно Трасс объявляла парламентариям и Евросоюзу о решении Даунинг-стрит заняться переписыванием протокола по Северной Ирландии в одностороннем порядке. Пугает тори ее радикализм и непримиримость или нет – мы узнаем уже вскоре.
Надо отметить, что отнюдь не только Трасс критикуют за работу в правительстве Джонсона. Газета Guardian упрекнула министра внутренних дел Прити Пател в том, что, несмотря на жесткую риторику в отношении проблемы миграции, решить ее она так и не смогла, если не сказать усугубила. Речь идет не только о спорном распоряжении отправлять нелегалов в Руанду, но и о развертывании моряков Королевского военно-морского флота возле Ла-Манша. Помимо того, что военных использовали не совсем по назначению, устрашающая мера подействовала на нелегалов парадоксально. Они на своих лодках стремились добраться до военных как можно быстрее, чтобы те сопроводили их до берегов Туманного Альбиона. Желающих добраться до Соединенного Королевства стало только больше. В Хоум-офисе признают, что в этом году поток нелегалов может удвоиться.
Однако не исключено, что от трудных вопросов захотят избавиться довольно простым способом: просто «спихнув» всю вину за неверные решения на Джонсона. Как подчеркивает Reuters, вопросов к нему накопилось достаточно. Экономика страны развивается медленно, теряет инвесторов, а инфляция достигает рекордных размеров. Поскольку консерваторам рейтинг партии сейчас куда важнее, чем рейтинг Джонсона, его вполне могут принести в жертву. Особенно это будет актуальным, если все-таки дело дойдет до досрочных парламентских выборов.
Одним из шансов выправить экономическое положение может стать не только сокращение расходов, но и налаживание связей с ЕС. Во всяком случае, это помогло бы избежать угрозы торговой войны с Брюсселем. Хотя североирландский вопрос менее острым не станет, но уступки Лондона могут смягчить напряженность и придать уверенность в экономической перспективе сотрудничества с ЕС.
«В этих условиях, конечно, многое будет зависеть от того, кто именно будет премьер-министром Британии. Но смягчение риторики вполне вероятно, и есть надежда, что Лондон не станет переделывать протокол по Северной Ирландии в одностороннем порядке. При этом договор о сотрудничестве и торговле между Британией и ЕС составлен так, что его можно повернуть как в конструктивную, так и в негативную сторону. Так что потенциал для развития существует», – считает руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина.
В разговоре с «НГ» эксперт выразила мнение, что Джонсона тори вряд ли будут щадить в попытках восстановить свои рейтинги. При этом Бабынина считает, что премьер стал жертвой скорее собственной инфантильности, нежели заговора своих же подчиненных.
«Его вынуждали уйти в отставку еще за два дня до начала активных событий. Я думаю, проблема в том, что Джонсону многое сходило с рук, и из-за этого он лишился чувства осторожности. И уйти ему пришлось не из-за конкретного скандала, а из-за их нескончаемой череды», – рассуждает эксперт.
Не исключено, что Джонсону придется из политики вообще уйти от греха подальше. Свергнутый лидер тори весьма талантлив, и он большой знаток классики. Например, он цитировал «Иллиаду» в оригинале, на древнегреческом. А еще Джонсон писал ни много ни мало биографию Уильяма Шекспира «Загадка гения». У него даже был контракт с издательством Hodder & Stoughton. Гонорар Джонсона составлял порядка 500 тыс. фунтов. По информации Telegraph, он получил аванс в 88 тыс. фунтов c обязательством закончить работу, когда позволят государственные дела и будет «подходящее время». Наступает ли оно сейчас, остается вопросом, учитывая то, что Джонсон потенциально может остаться в Палате общин.