«Трофеем» протестующих ланкийцев оказалась резиденция Раджапаксы. Фото Reuters
В Шри-Ланке глубокий политический и экономический кризисы, возникшие на фоне острейшего дефицита энергоносителей, инфляции и неспособности страны расплатиться по долгам, привели к смене власти. В субботу в столице, городе Коломбо, тысячи человек ворвались в резиденции премьер-министра Ранила Викрамасингхе и президента Готабая Раджапаксы. Лидеру страны пришлось бежать и спешно объявить о собственной отставке. Но вопросов относительно будущего и путей выхода из кризиса пока меньше от этого не стало.
Обстановка в стране после субботних протестов, в ходе которых и был свергнут Раджапакса, успокоилась. Более того, протестующие практически никак не помешали отдыхающим туристам, ибо разобраться они хотели отнюдь не с теми, кто привносит в их экономику деньги, а с политиками, которые, на их взгляд, эту самую экономику поставили в отчаянное положение.
Стихийные и организуемые оппозицией протесты в стране идут с апреля. Запасов газа и бензина к концу июня в стране не осталось. Жители не то что не могут позволить себе ехать на работу или по другим обстоятельствам – они не могут даже приготовить себе горячую пищу. Да и позволить себе саму эту пищу ланкийцам все тяжелее из-за инфляции, достигшей 54,6% в июне.
Впрочем, у части жителей все-таки есть одно занятное развлечение: посетить резиденцию бежавшего президента сейчас никто не мешает. Многие ланкийцы искренне удивились тому, в какой роскоши жил лидер государства, в то время как они испытывали лишения. Некоторые не отказали себе в удовольствии искупаться в бассейне президента. Против ожиданий, в резиденции не обнаружилось большого количества наличности. Протестующие передали полиции найденные здесь рупии эквивалентом в 49,1 тыс. долл. Скромная сумма для президента, подозреваемого в масштабной и многолетней коррупции. То ли все остальное разобрали сами протестующие, то ли Раджапакса успел увезти почти все свое добро с собой.
Местонахождение главы государства в воскресенье было неизвестно. Была лишь информация, что президент согласился покинуть свой пост с 13 июля. Вслед за Раджапаксой о готовности уйти в отставку заявил и премьер-министр Ранила Викрамасингхе. По его словам, он покинет свой пост, когда все партии страны согласятся сформировать новое правительство. Частной резиденции премьер-министра от недовольных ланкийцев тоже досталось: ее подожгли.
Когда переходные органы власти, которым вверят полномочия до выборов, будут созданы, пока не совсем понятно. Как сообщил AP лидер партии «Мусульманский конгресс Шри-Ланки» Абдул Рауф Хаким, главы политических сил страны по итогам экстренной встречи, организованной Викрамасингхе, согласились лишь, что временным президентом страны должен стать спикер парламента Махинда Япа Абеивардена.
Имена прочих претендентов на высшие кадровые посты в СМИ не называются, причем уже больше суток. Вполне возможно, что ланкийские политики не спешат объявлять о своих амбициях из-за нежелания брать на себя ответственность за сложную ситуацию в стране, считает научный сотрудник Института востоковедения РАН Сергей Рабей.
«Если в краткосрочной перспективе Шри-Ланке и могут помочь с топливным и продовольственным кризисом, то в долгосрочной перспективе все печальнее, учитывая то, что платить по долгам стране нечем», – подчеркнул он в разговоре с «НГ».
За ситуацией внимательно наблюдает Международный валютный фонд (МВФ). В организации заявили, что рассматривают возможность выделения стране 3 млрд долл. Этого хватит хотя бы на первое время, пока формируется правительство. Долг Шри-Ланки по внешним обязательствам составляет 51 млрд долл. Для бедной страны с 22-миллионным населением это очень много. А платить по нему ей нечем уже сейчас. Правительство объявляло дефолт, но с оговоркой, что оно надеется в будущем реструктурировать долг. Больше всех Шри-Ланка должна Японии, а также Всемирному банку и Китаю.
Противники президента уверены, что в нарастании кризиса Раджапакса виноват не один, но вместе со своими братьями и союзниками, которых он ввел в кабинет министров. В результате был принят ряд ошибочных решений, например о запрете импорта удобрений в 2021 году, которое пришлось потом быстро пересмотреть. Снижение налогов также не дало желаемого эффекта для экономического развития. Не стоит забывать и о другом важном факторе – пандемии. Именно она нанесла удар по туристическому сектору экономики, игравшему одну из ключевых ролей в развитии страны.
Президент страны даже обращался за помощью к российскому коллеге Владимиру Путину. Об этом сообщил 6 июля, за несколько дней до своего бегства из Шри-Ланки, сам Раджапакса. По его словам, в телефонном разговоре он попросил у Путина кредитную поддержку для импорта топлива в страну. На сайте Кремля было лишь лаконично сообщено, что в ходе беседы «рассмотрены актуальные вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества» в различных сферах, «подтвержден обоюдный настрой» на дальнейшее развитие связей и «условлено о продолжении контактов на различных уровнях». Это уже вторая просьба Шри-Ланки к России о кредите за этот год. Первая была в мае.
Пока следствием этих просьб стало лишь то, что госсекретарь США Энтони Блинкен не преминул упомянуть о важности российского фактора в проблемах ланкийцев. На пресс-конференции в Бангкоке он сказал, что, «возможно», именно действия России стали катализатором кризиса в Шри-Ланке.