Военная база США «Аль-Удейд» расположена неподалеку от катарской столицы Дохи. Фото Reuters
Делегация Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) нанесла тайный визит в Катар, посетив расположенную на территории эмирата военную базу США «Аль-Удейд». Несмотря на то что поездка была организована в связи с формальным изменением зоны ответственности Центрального командования американских Вооруженных сил (ВС), в которую с 2021 года вошло еврейское государство, ее назвали признаком дипломатического сближения двух ближневосточных игроков. Впрочем, в экспертной среде считают, что у полноформатного восстановления отношений есть ряд препятствий.
О негласном посещении Катара представителями ЦАХАЛ изданию Middle East Eye (MEE) рассказали действующие и отставные официальные лица США и стран Персидского залива. По их словам, одно из мест, где побывали военные еврейского государства, – это крупнейшая на Ближнем Востоке база ВВС США «Аль-Удейд». «Идет диалог, и это хороший диалог», – цитирует MEE одного из арабских дипломатов. Опрошенные изданием эксперты выражают уверенность в том, что контакты свидетельствуют о расширении двусторонних отношений, особенно в свете того, что администрация президента Джозефа Байдена работает над укреплением сотрудничества в сфере безопасности между своими региональными партнерами.
По сообщению Wall Street Journal, в марте представители США организовали секретную встречу в египетском Шарм эль-Шейхе, где присутствовали члены военного командования не только Израиля, Саудовской Аравии, Иордании, Египта, ОАЭ, Бахрейна, но и Катара. По этим оценкам, обсуждалась координация действий против распространения иранского влияния в регионе. Переговоры в Шарм эль-Шейхе стали первым случаем, когда такой широкий клуб государств Ближнего Востока и Северной Африки провел консультации под эгидой ВС США для обсуждения проблемы, исходящей от Тегерана. Сторонам удалось достигнуть принципиальной договоренности о процессе немедленного уведомления при обнаружении военно-воздушных угроз.
Между Израилем и Катаром налажены прочные каналы обратной связи для урегулирования кризисных явлений в ситуации вокруг сектора Газа, внешним покровителем которого выступают власти эмирата. Контакты ведутся по линии военных и дипломатов. Официальные лица еврейского государства на этом фоне не раз давали понять, что готовы к более уверенному сближению. Недавно один из кандидатов на пост главы Генштаба ЦАХАЛ Эяль Замир в своей программной аналитике для Вашингтонского института ближневосточной политики (WINEP) назвал Катар участником «израильско-суннитского лагеря», рассчитанного на противодействие Ирану и его военно-политической стратегии в регионе.
Свою логику диктует внешнеполитический прагматизм ключевых арабских столиц, трактующих реанимирование связей с израильтянами как средство защиты от непростого соседа в лице Тегерана. Однако Доха до настоящего момента сопротивлялась всем попыткам включить ее в список потенциальных кандидатов на вступление в список друзей еврейского государства. Свое слово в вопросе расширения Авраамовых соглашений, серии сделок о восстановлении контактов с Израилем должна в скором времени сказать и Саудовская Аравия. Впрочем, подтолкнуть ее к нормализации во время своего регионального турне рассчитывает лично Байден, который видит в этом средство наладить коммуникацию с кронпринцем Мухаммедом бин Сальманом.
Но если Эр-Рияд открыто понизил приоритет палестинского досье в своей повестке, ситуация с Дохой выглядит иначе. По официальным подсчетам, с 2012 года катарцы – при молчаливом согласии Израиля – потратили на помощь сектору Газа 1,4 млрд долл. «Мы помогли отстроить и отремонтировать больницы, школы, тысячи домов», – уточнял в ходе одного из визитов в Санкт-Петербург министр иностранных дел эмирата Мухаммед бен Абдель Рахман. Глава дипломатического ведомства тогда уточнил, что аравийское государство оказывает адресную финансовую поддержку палестинским семьям, находящимся в затруднительной ситуации. Однако все-таки наиболее крупная статья расходов – это выдача зарплат администрации сектора Газа.
Как заявил «НГ» доцент Королевского колледжа в Лондоне и приглашенный доцент парижского Института политических исследований Дэвид Робертс, который является автором книги «Катар: защита глобальных амбиций города-государства», Дохе тяжелее, чем остальным региональным столицам, нормализовать контакты с Израилем из-за ее тесной коммуникации с палестинскими фракциями. Прежде всего это касается военно-политической организации ХАМАС, которая контролирует сектор Газа. Потенциальные шаги катарцев навстречу властям еврейского государства могут привести к острой реакции хамасовцев, не исключает собеседник «НГ».
«Не думаю, что Катар уделяет так много внимания тому, как относятся к нормализации в Персидском заливе. Его не сильно тревожит следование саудовскому примеру по объективным причинам», – заявил Робертс, имея в виду исторически сопернический характер отношений между Дохой и Эр-Риядом. «Конечно, со стороны Байдена и американцев может быть разного рода давление по поводу сближения с Израилем, однако со стороны Катара это встретит резкую оппозицию», – допустил исследователь.