Урсула фон Ляйен и Жозеп Боррель готовят европейцев к тому, что помогать Украине придется долго. Фото Reuters
С 7 июля Европейский союз приступил к выполнению самой масштабной программы поддержки Украине. Стране поступят в общей сложности 9 млрд евро. Первый транш был одобрен Европарламентом с рядом условий. Вот одно из них: в Украине, несмотря на вооруженный конфликт на ее территории и неизбежное усиление президентской ветви власти, должна сохраниться демократия.
В четверг Европарламент подавляющим большинством голосов одобрил выделение Украине 1 млрд евро. «За» высказались 522 депутата, 17 проголосовали против, 25 – воздержались. Для Европарламента такое почти единодушное согласие по финансовым вопросам, да еще при голосовании по упрощенной процедуре, не очень характерно. Чаще выделение траншей из бюджета ЕС вызывает долгие дебаты.
Но в данном случае вопрос был решен еще на июньском саммите Евросоюза. Там было оговорено, что Украина получит в общей сложности 9 млрд евро в виде долгосрочных ссуд на льготных условиях. Эти деньги должны быть потрачены на «поддержание макроэкономической стабильности». То есть, проще говоря, на текущие расходы украинского бюджета, изрядно уменьшившегося из-за военных расходов и потери части территории.
Это седьмая и самая щедрая из программ финансовой помощи, которую выделил Украине Евросоюз. Для сравнения: шестая программа была на сумму 1,2 млрд евро. Вместе с тем это еще и своеобразный тест для украинской власти. Деньги выделяются не только при условии строгой отчетности об их расходовании. Евросоюз настаивает, что Украина должна продемонстрировать приверженность демократии. Это заключается не только в том, что президент не должен пытаться умалить или присвоить полномочия законодательной и cудебной ветвей власти. Евросоюз настаивает на завершении тех реформ, которые уже проводились.
В принципе о том же говорят в ЕС при обсуждении вопроса о евроинтеграции Украины, но не только. Например, о необходимости продолжения судебной реформы, несмотря на конфликт с РФ, говорилось в ходе Конференции по восстановлению страны, которая прошла в Швейцарии, в Лугано, несколько дней назад. Реформировать суды Украина так или иначе пытается с 2014 года. Самый значительный шаг из сделанного в этом направлении – это прошлогодний закон об обновлении Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей. Обе эти институции занимаются формированием судебного корпуса. В ближайшее время в стране ожидается реформа Конституционного суда. Она предусматривает, в частности, введение публикуемых в общем доступе «деклараций добродетели». Это особый перечень утверждений, правдивость которых судья должен подтвердить в письменном виде. В их числе – утверждение о том, что все имущество, имеющееся у него и членов его семьи, соответствует задекларированным доходам. Нарушение «декларации добродетели» влечет за собой дисциплинарную ответственность вплоть до лишения судейского статуса. Таким образом, Украина будет уникальным примером государства, которое, ведя активные боевые действия, одновременно проводит и реформы.
Видимо, это обстоятельство несколько смущает и украинских официальных лиц. По крайней мере на той же Конференции по восстановлению они больше говорили не о реформах, а о помощи, которую может оказать Европа их стране. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль представил на ней план восстановления и развития страны. Его выполнение потребует в общей сложности 750 млрд долл. – огромная сумма. В плане предполагается, что активные боевые действия завершатся к концу этого года. С 2023 по 2025 год будет идти собственно восстановление, в том числе реконструкция разрушенных домов, а на третьем этапе, с 2026 по 2032 год, в стране должны идти масштабные экономические реформы и модернизация. В Украине говорят даже о том, что есть конкретные страны, ответственные за восстановление тех или иных городов и регионов. Например, США и Турция, как утверждал Шмыгаль, готовы курировать восстановление Харькова, Германия – восстановление Чернигова и т.д. Насколько эта схема может быть реализована, разумеется, не ясно, хотя бы потому что совершенно не ясно, чем завершится российско-украинской конфликт.
Пока же решение Европарламента о выделении 1 млрд евро должно быть утверждено Евросоветом – то есть лидерами государств, входящих в ЕС. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже высказалась за то, чтобы программа помощи Украине была реализована. поскорее Кстати, она же отметила на днях, что ведется «работа над юридической основой» конфискации российских активов – как государства, так и частных лиц. Конфискованное пойдет на помощь в восстановлении Украины.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель еще две недели назад призвал европейцев готовиться к тому, что Украине придется оказывать помощь «настолько долго, насколько это потребуется». Правда, он говорил о военной помощи, но то же самое, судя по решениям руководящих органов Евросоюза, можно сказать и о невоенной финансовой поддержке.