Блинкен решил, что говорить и фотографироваться с Лавровым сейчас не время. Фото Reuters
Открывающаяся в Индонезии, на острове Бали, двухдневная встреча министров иностранных дел «большой двадцатки» пройдет без переговоров главы МИД РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Энтони Блинкена. Оба дипломата приглашены туда, но говорить друг с другом не будут. США предпочли не вести переговоры с Россией, в результативность которых в Белом доме откровенно не верят, а обратиться к членам G20 с предложением последовать примеру G7 и как минимум осудить действия РФ в Украине. Об этом в том числе пойдет речь на переговорах Блинкена с главой МИД КНР Ван И.
К мероприятиям «большой двадцатки» в российском руководстве традиционно относятся по-особому. В свое время вынужденный уход РФ из G7 после присоединения Крыма в МИДе и Кремле объясняли тем, что этот формат исчерпал себя. Зачем встречаться отдельно лидерам «большой семерки», если все они входят в «большую двадцатку», в которой вдобавок представлены и все другие важнейшие внешнеполитические игроки – Китай, Индия, Саудовская Аравия, Бразилия и т.д.?
После 24 февраля G20 стал еще и одним из немногих наиболее авторитетных форумов, где представлена Россия, а следовательно, важным символом того, что страна не находится в международной изоляции. Об этом Кремль не преминул напомнить. В среду, накануне встречи на Бали, пресс-служба МИД РФ сообщила, что власти Индонезии уведомлены о намерении Владимира Путина принять участие в саммите G20. Он состоится в этой стране 15–16 ноября и, как сообщал премьер-министр Италии Марио Драги, пройдет без личного участия российского президента: якобы индонезийские власти не станут его туда пускать во избежание срыва и бойкота всего мероприятия. Сам президент Индонезии Джоко Видодо слова итальянского политика не подтвердил, но и не опроверг. А ни МИД РФ, ни пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не сообщили, как – очно или по видеосвязи – будет участвовать в саммите Путин.
Соответственно министерская встреча G20 выглядела как своего рода репетиция ноябрьских событий. Форумы глав внешнеполитических ведомств «большой двадцатки» еще не обходились без переговоров госсекретаря США и министра иностранных дел РФ. Но в этот раз Госдеп уведомил, что Блинкен говорить с Лавровым не будет. Официальный представитель внешнеполитического ведомства США Нед Прайс проинформировал об этом прессу. «Мы хотели бы, чтобы российская сторона дала нам причину встретиться на двусторонней основе с министром иностранных дел Лавровым», – сказал он, но подчеркнул, что сейчас такой причины нет и вообще для переговоров с главой МИД РФ «время не подходящее». Телекомпания CNN, со ссылкой на источники, утверждает даже, что Блинкен решил не участвовать в групповых фотосессиях, на которых будет и Лавров.
В результате главные двусторонние переговоры пройдут между госсекретарем США и главой МИД КНР и посвящены они также будут, по крайней мере отчасти, России. Помощник госсекретаря США по вопросам Восточной Азии и Тихоокеанского региона Дэниел Критенбринк сообщил журналистам, что Блинкен ждет от Ван И «откровенного обмена мнений» по ключевым спорным вопросам. В том числе глава Госдепа планирует указать, что Китай «не должен делать в контексте ситуации в Украине». Проще говоря, США предупредят КНР о том, что они не оставят без реакции любые попытки помочь России обойти санкционный режим.
На прямые осуждающие РФ заявления в Вашингтоне не рассчитывают. И Индия, и Китай, и та же Индонезия заняли очень осторожную позицию по поводу конфликта в Украине, и нет признаков, что они намерены ее менять. Зато США рассчитывают, что Запад получит от G20 косвенную поддержку. В пятницу, на главном заседании министров, Блинкен намерен поднять вопрос о транспортировке украинского зерна. США и их союзники обвиняют Россию в попытке установить морскую блокаду Украины с целью спровоцировать продовольственные трудности в Африке и на Ближнем Востоке.
Показательно, что среди приглашенных на G20 есть и украинский министр иностранных дел Дмитрий Кулеба. Его страна не входит в «большую двадцатку», тем не менее США и Евросоюз настояли на его приглашении. Как сообщил Кулеба, перед встречей на Бали он и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель «согласовали свои позиции».