Фото Reuters
Министр здравоохранения Британии Саджид Джавид прямо призвал премьер-министра уйти с поста, выступая в британском парламенте. Перед этим во вторник вечером в отставку подал самый авторитетный министр в правительстве Бориса Джонсона: министр финансов Риши Сунак, которому прочили пост Джонсона в случае ухода последнего. Вслед за Сунаком ушли из кабинета Джавид и министр по делам детей и семьи Уильям Куинс и ряд других министров и сопартийцев. СМИ называют причиной ухода новый скандал, разразившийся после известий о том, что один из координаторов тори в парламенте- Крис Пинчер, не просто в пьяном виде приставал к мужчинам, но до этого назначался на важные должности Джонсоном, невзирая на предыдущие обвинения в сексуальных домогательствах. Впрочем, премьер исчерпал лимит доверия уже давно.
Новый инцидент вызвал очередную волну отставок в и так ослабленном лагере тори. Уже в ближайшее время может пройти новое голосование по вотуму доверия Джонсону, сообщает Bloomberg. Члены Комитета 1922 года планируют собраться уже в среду вечером. В случае проведения нового голосования шансы остаться у власти у премьера практически равны нулю.
Таким образом, Джонсон снова оказался на грани отставки, едва успев преодолеть вотум доверия в собственной правящей партии месячной давности. Уже тогда многие парламентарии, даже проголосовавшие в его пользу, признавались, что вообще-то премьер-министру честно было бы все-таки оставить статус жильца Даунинг-стрит 10.
Одним из факторов успеха на том вотуме стало то, что члены правительства Джонсона его тогда все же поддержали. В том числе и Сунак, хотя британские СМИ и отмечали, что на самом деле в устойчивости Джонсона и его праве оставаться премьер-министром министр финансов сомневался еще тогда.
Показательна формулировка, с которой Сунак теперь заявил об уходе с возможно «своей последней министерской должности». Он написал на своей странице в Twitter, что «общественность по праву ожидает от властей подобающего, компетентного и серьезного управления государством», однако эти стандарты на данном этапе не могут быть удовлетворены. Проще говоря, он высказал недоверие правительству, в котором сам и пребывал. «Так дальше продолжаться не может»,– подытожил он. Свое недоверие к Джонсону высказал в увольнительном письме и Джавид.
Но Сунак внес особую интригу. В своем письме он заявил, что люди имеют право знать правду, и намекнул, что она далека от того что декларируется. То есть он не просто по сути обвинил Джонсона во лжи, но и сделал некий анонс возможных заявлений, срывающих покровы с того, как организована работа на Даунинг-стрит. На этом поприще он может стать не первым. Бывший главный советник Джонсона Доминик Каммингс, которого премьер сам защищал, уйдя с должностей, стал хлестко высказываться о правительстве и его некомпетентности. Особенно он отмечал безответственность бывшего министра здравоохранения Мэтью Хэнкока, спекулировавшего на темпах поставок тестов на COVID-19 в ущерб задаче сохранения жизни граждан во время пандемии.
Вслед за уходом Сунака и Джавида началась новая волна отставок. Об уходе с поста заместителя председателя Консервативной партии Бим Афолами в связи с утратой доверия объявил в прямом эфире телевидения. К полудню за ним последовал и министр по делам детей и семьи Уильям Куинс, а позже и министр по делам школы Робин Уолкер. И это была не последняя отставка.
Формально поводом послужил скандал с парламентарием Пинчером, который, как оказалось, уже не раз обвинялся в сексуальных домогательствах, в том числе перед получением высоких должностей. Он даже два года успел побывать министром жилищного строительства. В итоге он сложил свои полномочия народного избранника.
Но суть недовольства, вероятно, не в Пинчере, а в критической массе громких скандалов, которые вереницей тянутся за британским премьером. Его квинтэссенцией, конечно, стали эпизоды вечеринок во время локдауна. Тогда СМИ уже прочили Джонсону отставку: слишком велики и значительны были его прегрешения, как бы он не изворачивался. Но он исхитрился и в тот момент формально оправдать себя перед парламентом и подданными королевы Елизаветы II.
Похоже, что тот эпизод был все-таки последним шансом Джонсона. Во всяком случае, схожих случаев, когда премьер-министр был настолько близок к отставке и сумел ее избежать, история, пожалуй, не знает. Это притом что все произошло отнюдь не в одночасье. Негативное отношение к Джонсону опросы фиксировали на протяжении последних нескольких месяцев, если не целого года.
Но премьер сдаваться не намерен. Он спешно назначает новых людей в свой кабинет. Так, министром финансов станет Надхим Захави, бывшего до этого министром образования, а главой Минздрава- Стивен Баркли. Но это фигуры куда меньшего масштаба нежели предшественники. А предшественники настроены довольно воинственно, вполне в стиле главы лейбористов- бывшего генерального прокурора Кира Стармера.
В среду, выступая в парламенте, Джавид заявил, что при Джонсоне балансировать между честностью и лояльностью стало уже невозможно, и предложил ему сложить с себя полномочия премьера. Но Джонсон продолжает уверять, что его задача как главы правительства- исполнять свой долг до конца, и он никуда уходить пока не собирается. Похоже, что выдворять с Даунинг-стрит его придется принудительно.