Си Цзиньпин заявил, что Гонконг преодолел испытания и возродился, как птица Феникс. Фото Reuters
В Гонконге (Сянгане) проходят торжества, посвященные 25-летию передачи бывшей британской колонии в руки Китая. Это событие побудило председателя КНР Си Цзиньпина, не покидавшего материковый Китай после вспышки пандемии, приехать в город. На улицах развевались флаги, лозунги провозглашали «эру стабильности». В краткой речи на вокзале Си подчеркнул, что в предыдущие годы Гонконг столкнулся с испытаниями и успешно преодолел их. Формула «одна страна – две системы» показала жизнеспособность. Зарубежные эксперты говорят, что лидер под испытаниями подразумевал демонстрации против подавления свободы слова и собраний, охватившие город в 2019 году. Сейчас протестов нет, но более 100 тыс. граждан уехали за границу.
Знаменательная дата, как передала газета South China Morning Post, вызывает противоречивые эмоции у горожан. 60-летняя пенсионерка Пак, которая разрешила упомянуть только ее фамилию, сказала, что приезд Си вызвал у нее восторг. Она надеется, что Гонконг останется процветающим и спокойным.
Но Чань Поин, председатель Лиги социал-демократов, рассказала, что полиция в среду обыскала квартиры шестерых ее членов и увела их в участки «для беседы». Полиция напомнила активистам, что проводить демонстрации нельзя. А ведь оппозиционная группа сама объявила ранее, что не будет проводить традиционных протестов 1 июля. По словам Чань, предупреждение полиции вызывает усмешку. Тем не менее оно показывает, что власти не соблюдают прав граждан, предусмотренных Основным законом – мини-Конституцией города.
Financial Times подчеркивает, что Гонконг и ранее переживал падения и взлеты. Многие даже пророчили ему смерть. Символом этих поворотов может служить судьба Тони Лая, открывшего закусочную в 1993 году, когда над резиденцией губернатора развевался британский флаг, а доход на душу населения в Китае был примерно таким же, как в Нигерии. Но богатство Китая стремительно росло, росло количество туристов и иностранцев, работающих в финансовом хабе, и Лай открыл еще 19 закусочных. И вот теперь он был вынужден все их закрыть. Причиной краха стали сначала политические протесты, репрессии властей, а затем карантины из-за вируса, напугавшие туристов и породившие массовый исход резидентов. Это стало кризисом, подобного которому в мирное время Гонконг не переживал.
Отцы города настаивают, что это временные трудности. Туристы вернутся, когда границы снова откроются, а эмигрантов заменят миллионы талантливых специалистов с материка. Джон Ли, новый глава администрации Гонконга, получил от Си Цзиньпина задание перевести город в «новую эпоху». Что это означает? По мнению «аборигенов», Гонконг станет менее интернациональным и более близким к Китаю как в экономическом, так и в культурном плане. «В данный момент мы можем предугадать будущее, только бросая игральную кость», – говорит бизнесмен Тони Лай.
Прежде рейтинги Гонконга росли, поскольку он открывал ворота в материковый Китай. К 2012 году больше всего специалистов в области финансов нанимали в Гонконге американские банки. Ведь юридическая система, основанная на британском общем праве, и международный рынок акций обеспечивали определенные гарантии. В последние годы доминирующей силой в корпоративном мире Гонконга стали китайские, а не западные компании. Но главным потрясением все же стали беспрецедентные публичные протесты не только против местной администрации, но и против самой Коммунистической партии.
В ответ Пекин ввел в силу драконовский закон о безопасности. Это размыло гарантии автономии, которые Китай давал территории 25 лет назад.
Многие местные жители, да и экс-патрианты с этим не смирились. С начала 2022 года более 130 тыс. человек покинули Гонконг. По меньшей мере 123 тыс. подали заявления на получение вида на жительство в Британии. По опросам, более чем когда-либо молодежь в городе считает себя гонконгцами. Только 2% идентифицируют себя как китайцы.
Но Ли Сияу, доцент в Университете преподавания в Гонконге, и бизнесмен Сунь, раскрывший только свою фамилию, говорят, что Гонконг, несмотря на потрясения последних трех лет, сохранил огромные преимущества для иностранных инвесторов в силу близости к китайскому рынку. Это также конвертируемая валюта, процветающий морской порт. Не случайно ни один крупный банк не закрыл свое представительство в городе.
Исторически судьба Гонконга тесно связана с Тайванем. Пекин заявляет, что на остров распространяется формула «одна страна – две системы». Правительство Тайваня, избранное на демократических выборах, заявляет, что его население не желает переходить под управление Пекина. В этом плане Тайвань опирается на поддержку Вашингтона, который, правда, не высказался однозначно, будет ли защищать остров, если КНР решит провести операцию «воссоединения» с помощью силы.
Не прояснила позицию Вашингтона и Эврил Хейнс, директор Национальной разведки США. Выступая на форуме, она сказала: нет признаков, что Пекин сейчас собирается брать остров военным путем.