Среди украинских беженцев преобладают женщины и дети. Фото Reuters
В пятницу вступает в силу решение польских властей ликвидировать для большинства беженцев из Украины некоторые привилегии. Прежде всего речь идет о лишении ежедневных пособий, которые продолжат получать только инвалиды, беременные и многодетные женщины. Об этом предупредил замглавы МВД Павел Шефернакер, являющийся представителем правительства по делам беженцев. Ранее был отменен бесплатный проезд на общественном транспорте. Все это воспринято как сигнал прибывшим украинцам переходить на самообеспечение, то есть начать самим зарабатывать. Местные жители, уставшие от вынужденного массового гостеприимства и государственной благотворительности, такой подход одобряют.
Трудно сказать, сколько украинских беженцев сегодня находится в Польше. Точный ежедневный мониторинг по въезду в страну и выезду ведет пограничная служба. Хлынувший поток со стороны Украины с начала проводимой Россией специальной военной операции приобрел рутинный характер. 30 июня погранслужба сообщила, что за минувшие сутки границу со стороны Украины пересекли 23,5 тыс. человек, а из Польши выехали 26,9 тыс. Всего же с 24 февраля зафиксировано 4,43 млн украинских беженцев.
Обеспокоенность в стихийном наплыве мигрантов поляки начали проявлять еще до начала СВО, имея в виду возможные военные действия на территории соседней страны. Социологи, исходя из численности находящейся под контролем украинских властей территории с населением около 38 млн человек, прогнозировали прибытие по меньшей мере 1 млн беженцев. И это вызвало предчувствие паники по обе стороны границы. Но побывавший в начале февраля в Киеве премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий пообещал снабдить ВСУ оборонительным вооружением, а заодно попытался разрядить напряженность относительно тогда еще виртуальных мигрантов. Мол, миллион возможных украинских беженцев совсем даже не помешают, а наоборот – помогут Польше решать экономические задачи, успокаивал Моравецкий.
В Польше решать экономические задачи уже несколько лет помогают постоянно пребывающие в стране украинские гастарбайтеры, которых, по разным подсчетам, насчитывается около 1,5 млн. Большинство из них находятся на легальном положении, поскольку еще 15 лет назад было принято распоряжение Министерства труда и социальной политики о привлечении трудовых мигрантов из Украины, Белоруссии и России для работы в Польше без специальных разрешений. Тогда это было важное решение, так как после вступления в 2004 году Польши в ЕС ее граждане ринулись за границу на еврозаработки, оставив в стране рабочие места на стройках, укладке дорог, в сельском хозяйстве, больницах, автотранспорте. В первую очередь такой возможностью воспользовались украинцы, без которых уже невозможно представить обслуживающий и технический персонал в гостиницах и фирмах, не говоря уже о хозяйственных и строительных сферах.
Прибывшие же украинские беженцы не спешили на польский рынок труда, но охотно пользовались вниманием, льготами и пособиями, которые составляли по 40 злотых (примерно 10 долл.) в день на человека. Более того, въехавших в Польшу беженцев стали регистрировать, как и всех польских граждан, присваивая каждому номер PESEL – всеобщей электронной системы учета населения, включающей идентификацию личности и административно-правовой статус проживающего на территории Польши. Это значит обладание всеми юридическими и финансовыми правами.
Все это стало приводить к правонарушениям. Получив идентификационный номер, возможность пользоваться выплатами на детей, некоторые ушлые украинцы чаще стали проводить время в родных стенах, периодически возвращаясь в Польшу за покупками, среди которых были замечены и массово скупаемые подержанные автомобили. Данные погранслужбы Польши говорят о том, что украинские граждане все чаще не эвакуируются, а наезжают в страну для своих личных целей. Из Польши в Украину с 24 февраля выехало в общей сложности 2,5 млн человек.
Среди беженцев преобладают женщины и дети. Но мужчины исключением не являются. В первые дни польские телеканалы охотно показывали, как их дружелюбно встречали. Впрочем, иногда прорывался отнюдь не гостеприимный настрой по отношению к беженцам сильного пола: «Возвращайтесь назад защищать родину!» Теперь годных для службы в ВСУ мужчин в возрасте от 18 до 60 лет в случае их отказа вернуться в Украину будут депортировать насильно. В польских СМИ появилась ссылка на просьбу главы украинского МИДа Дмитрия Кулебы своему польскому коллеге Збигневу Рау о высылке украинцев «для проведения мобилизационных мероприятий».
Несмотря на то что, согласно исследованиям общественного мнения, поляки в подавляющем большинстве поддерживают Украину в конфликте с Россией и допускают проживание украинцев в Польше, по отношению к беженцам «благосклонность местных граждан резко падает». Очевидно поэтому на главных страницах популярных сайтов вместо призывов «Помоги украинским беженцам!» появляются «Помоги Украине!».
Польские власти не стали регулировать поток беженцев по европейским странам, а стали заниматься разгрузкой больших городов и распределением по всей территории Польши. Как сообщили в Министерстве семьи и социальной политики, около 260 тыс. украинских беженцев приступили к работе в Польше.
Финансовое бремя вынуждало Варшаву не раз обращаться в Брюссель за поддержкой для беженцев, однако скупость еврочиновников еще в апреле обозначил Моравецкий в интервью Bild: «ЕС не дал Польше ни цента». Несколько раз отмечал глухоту на этот счет Еврокомиссии польский МИД. А президент Анджей Дуда даже выступил от имени принимающих беженцев стран и обвинил руководство ЕС в том, что оно «подрывает европейское единство», выделяя недостаточно средств для покрытия расходов на беженцев.
Министр здравоохранения Адам Недельский, разложив по полочкам «стоимость заботы о беженцах из Украины», заявил интернет-порталу wpolityce.pl, что расходы на помощь им к концу 2022 года составят около 8 млрд злотых (свыше 1,9 млрд долл.) и Еврокомиссия должна их компенсировать Польше. То, что ЕК планировала перевести Варшаве около 166,6 млн долл., глава Минздрава посчитал совершенно несопоставимым с расходами на помощь украинским беженцам.