Президент Индонезии отправился в рискованную поездку не только с официальными лицами, но и с женой. Фото со страницы Джоко Видодо в Twitter |
Видодо вместе с женой прибыл 29 июня в Киев на поезде из Польши. Поездка в Киев и Москву важна не только вследствие того, что глава индонезийского государства председательствует сейчас на встречах 20 самых крупных по экономическому весу государств мира. Как передает Reuters, ООН объявила его одним из шести мировых «борцов» с угрозой голода и разорения, вызванной событиями в Украине. Видодо сказал, что обязан заниматься проблемой цен на продовольствие и нехватки энергии. И это будет одной из тем переговоров в Москве и Киеве. Индонезийский президент призовет Путина согласиться на прекращение огня.
На момент сдачи этого номера газеты в печать итоги встречи Видодо с президентом Украины Владимиром Зеленским не были обнародованы. Министр иностранных дел Индонезии Ретно Марсуди подчеркнул, что Видодо, которого на родине чаще называют Джокови, – первый азиатский лидер, который посетит обе страны, втянутые в конфликт. «Хотя положение трудное, президент Джокови решил попытаться внести вклад в разрешение конфликта, а не хранить молчание», – пояснил министр.
Видодо в апреле пригласил Путина и Зеленского участвовать в форуме G20 в ноябре, несмотря на то что некоторые западные лидеры угрожали его бойкотировать, если приедет президент РФ. Зеленский ранее говорил, что будет участвовать в удаленном формате. А по поводу возможной поездки Путина на Бали высказался премьер-министр Италии Марио Драги, который встречался с главой Индонезии в Германии на саммите G7. Драги в данном случае выступил в роли толмача индонезийского президента. Он сказал, что Видодо исключает приезд Путина. Сам же Путин, по словам его помощника Юрия Ушакова, еще не вынес решения, в каком формате будет участвовать в заседании.
Обсуждая перспективы переговоров Видодо с Путиным, газета South China Morning Post задается вопросом: неужели индонезийский президент может преуспеть там, где другие потерпели неудачу, и принести мир в Украину? И приводит ряд факторов, которые усиливают стратегическое значение России для Индонезии. Во-первых, между двумя странами существуют давние исторические связи. Советский Союз поддержал борьбу индонезийцев за независимость от Нидерландов в 1945 году. Косман Самосир, лектор католического университета Santo Thomas в городе Медан, напоминает о том, что первый президент Индонезии Ахмед Сукарно неоднократно общался с главой советского правительства Никитой Хрущевым, другими советскими руководителями. Помня об этой традиции, Видодо будет очень стремиться к тому, чтобы помочь мирному урегулированию.
Джакарта, как утверждает Самосир, не забыла о том, что она была одним из основателей Движения неприсоединения. Этот форум объединял 120 стран, не участвовавших в военных блоках. Видодо стремится к тому, чтобы его страна продолжала играть активную роль на мировой арене, оставаясь нейтральной и неприсоединившейся.
К тому же в прошлом Россия была значительным поставщиком вооружений в Индонезию. Но в последнее время это сотрудничество замерло. Как говорит Гилан Кембара, сотрудник Центра международных и стратегических исследований Индонезии, теперь основным поставщиком оружия стали США. По его мнению, Видодо может сосредоточиться на экспорте зерна из России и Украины и экспорте российских удобрений на переговорах в Москве, а не пытаться играть роль посредника. «Джакови прагматик, и он будет доставать фрукт, который низко висит. Он не идеалист и понимает, что будет трудно стать «послом мира», не зная исторического контекста событий», – утверждает Кембара. Тем не менее гость Киева и Москвы предложит моральную помощь обеим странам.
«Хотя Запад в определенной степени объединился против России, Путин хочет, чтобы страны, подобные Индонезии, или не присоединились к давлению, или вступили в контральянс, именуемый «новым G8». Это те страны, которые не наложили на Россию санкции, – Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика, Иран, Турция плюс Россия», – говорит Йоханес Сулейман, сотрудник Университета в Бандунге. Мало шансов, что идею «нового G8» примут. Но визит Видодо в Москву, показывает, что Россия не изолирована, полагает Сулейман.
В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Алексей Другов отметил: «Видодо вопреки Западу пригласил Путина и Зеленского. Это соответствует принципам внешней политики Индонезии. Но успех посреднической миссии зависит от согласия обеих сторон. Эту миссию в стране одобряют. В Индонезии, как и в большинстве стран третьего мира, люди больше сочувствуют России, чем Западу. Они видят происходящее не как столкновение России и Украины, а как столкновение России и Америки и соответственно больше сочувствуют российской стороне. Улица сочувствует России, большая часть элиты – тоже. СМИ реагируют по-разному. Причем широкое одобрение в стране получило то, что Видодо взял с собой жену. Поехав с ней на поле боя, президент подкрепил мирный характер своей инициативы».