Лидеры ведущих стран будут говорить о России и Украине три дня. Фото Reuters
В Германии, в замке Эльмау, что в окрестностях Гармиш-Паркенкирхена, начался трехдневный саммит «большой семерки» (G7). Еще до его начала было анонсировано, что участники этого клуба ведущих государств планеты – а он объединяет Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Францию, Японию и США – договорятся продолжить давление на Россию, введя новые санкции. А ключевая интрига саммита заключается в том, что по его итогам может проясниться, насколько далеко может зайти это давление. Иными словами, членам «большой семерки» придется в той или иной форме дать ответ на вопрос, есть ли у них общее представление о том, какой они видят победу над Россией.
Началу саммита в Эльмау предшествовали переговоры, которые провел там же, в Германии, президент США Джозеф Байден с канцлером Олафом Шольцом. Это было не всего лишь данью дипломатическому протоколу. Позиция Шольца по Украине нуждалась в прояснении. Канцлера Германии наряду с лидерами Италии и Франции уже не первый месяц подозревают в принадлежности к так называемой партии компромисса, отстаивающей идею договоренности с РФ на благожелательных к Кремлю условиях. Перед саммитом Шольц старательно открещивался от такого рода подозрений. Самое яркое действие в этом направлении – передача Украине 12 самоходных гаубиц PzH 2000. На сегодняшний день это самое мощное из германских вооружений, переданных украинской армии.
Вместе с тем именно Шольц чаще других лидеров говорит о том, что конфликт РФ и Украины должен завершиться за столом переговоров. Например, 17 июня он сказал, что, несмотря на все действия России, поддерживать диалог с Владимиром Путиным «абсолютно необходимо». Его слова, кстати, перекликались с интервью генсека НАТО Йенса Столтенберга, которое тот дал испанскому изданию Pais.
В нем он сообщил, что российско-украинский конфликт «скорее всего» завершится «за столом переговоров», и обязанность Запада заключается в том, чтобы путем антироссийских санкций, военной и экономической поддержки «обеспечить максимально сильную позицию» Украины на этих переговорах. Кстати, саммит НАТО в Мадриде состоится сразу же после встречи G7.
На встречу в замке Эльмау в живописных баварских Альпах собрались лидеры семи государств. Фото Reuters |
В уже привычной для себя роли сторонника жесткого подхода в отношении России выступил премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. Он фактически предупредил гипотетическую партию компромисса, что «сейчас не время ослаблять позицию по отношению к Украине – украинцы нуждаются в поддержке G7 больше, чем когда-либо». Джонсон призвал не советовать Киеву соглашаться на «плохой мир». По его словам, «важно, чтобы G7 и НАТО на этой неделе продемонстрировали, что стремление Путина захватить Украину никогда не окажется сильнее их решимости поддерживать Украину».
Уже в первый день саммита был сделан важный жест в этом направлении: был анонсирован запрет на импорт российского золота. Байден сказал, что запрет поддержит вся «большая семерка». Канцелярия Джонсона анонсировала более скромный вариант золотого эмбарго: с участием лишь США, Великобритании, Японии и Канады. Безусловно, для России вопрос присоединения к нему Германии, Франции и Италии в материальном плане не принципиален. По данным Федеральной таможенной службы, более 90% (на сумму около 15 млрд долл.) экспорта российского золота в 2021 году приходилось на Великобританию. Однако позиция Германии, Франции и Италии важна именно в контексте понимания того, есть антироссийское единство «семерки» или нет.
Если судить по данным о количестве ушедших с российского рынка компаний, которые ежедневно публикует группа ученых под руководством профессора Йельской школы бизнеса Джефри Зоненфилда, получается, что единства в деле давления на Россию уже нет. По ним выходит, что из РФ ушли почти половина британских, около 30% американских и канадских компаний. А из германских фирм российских рынок покинули не более 5%. Меньше показатель из всей G7 только у Японии. Правда, надо оговориться, что российский рынок покидают самые знаковые бренды. Например, из 168 японских компаний, работающих в РФ, свою работу приостановили всего четыре. Но это Nissan, Toyota, Uniqlo и производитель шин Bridgestone.
Одной из проверок G7 на прочность станет обсуждение вопроса о введении потолка цен на нефть. Эта американская инициатива, по идее, должна иметь антироссийский характер, но как ее воспримут в той же Германии, в первый день саммита не ясно.
Со своей стороны, и официальный Киев выставил свои пожелания к саммиту. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба отметил, что G7 обязана «ответить еще большими санкциями против России и тяжелым вооружением» для украинской армии. С обращением по видеосвязи к участникам саммита выступит Владимир Зеленский. Ожидается, что помимо всего прочего он попросит о дополнительной финансовой помощи. Предоставить 430 млн фунтов стерлингов в качестве финансовых гарантий для Всемирного банка согласился в первый же день саммита Джонсон.