Председатель Евросовета Шарль Мишель и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен ожидают от Украины реформ после предоставления статуса кандидата. Фото с сайта www.consilium.europa.eu
Укрепление безопасности и стабильности Европы, конфликт в Украине и предоставление статуса кандидатов на вступление в ЕС Украины и Молдавии станут ключевыми темами саммита в Брюсселе 23–24 июня, сообщил председатель Европейского совета Шарль Мишель. Будет обсуждаться и возможность принятия седьмого пакета антироссийских санкций, но решения по этому вопросу не ожидается.
Уже нет сомнений, что в четверг вечером главы государств и правительств 27 стран, которые соберутся в Брюсселе, единогласно заявят, что Украина получает статус кандидата на вступление в ЕС. Об этом говорится в последнем проекте итогового коммюнике саммита ЕС, который оказался в распоряжении издания Euractiv.
«Европейский совет принял решение предоставить Украине и Республике Молдова статус страны-кандидата», – зафиксировано в проекте документа. В нем также говорится о том, что лидеры ЕС примут решение о дальнейших шагах по вступлению этих стран после полного выполнения условий, прописанных Еврокомиссией и зачитанных ее главой Урсулой фон дер Ляйен 17 июня. Речь идет как минимум о семи требованиях, которые Украина должна выполнить, чтобы не потерять новый статус и продвигаться к следующему этапу вступительной процедуры. Среди них – борьба с коррупцией, судебная реформа, защита прав человека и др. О том, что процедура не будет ускоренной накануне, предупредил министр-делегат по европейским делам при МИД Франции Клеман Бон. В интервью радиостанции Europe 1 он заявил, что вступление в европейскую семью – «долгий процесс, Украина не станет членом ЕС уже завтра утром».
Источник в европейских дипломатических кругах подтвердил «НГ» на условиях анонимности, что привилегий на пути вступления в ЕС Украине ожидать не стоит. «Как правило, процесс занимает годы, причем результат не гарантирован. Все зависит от темпов сближения национального законодательства со стандартами Евросоюза – так называемый Acquis communautaire.
Это 35 глав и до 80 тыс. различных принципов, правил и норм, накопленных в рамках Евросоюза и подлежащих обязательному исполнению в процессе его деятельности», – сказал источник. Он пояснил, что Украина обязана добиться соответствия с ЕС в самых разных сферах: от системы юстиции до норм, касающихся, например, мельчайших вопросов трудового законодательства.
Что касается позиции России относительно вступления Украины в ЕС, то ее никак нельзя назвать устоявшейся. В Москве то заявляют, что приравнивают евроустремления Киева к расширению НАТО, придатком которого ЕС становится, то говорят, что не имеют ничего против вступления в Евросоюз постсоветских стран. Так, в мае после заседания Совета глав МИД стран СНГ Сергей Лавров усомнился в «безобидности» стремления Киева вступить в Евросоюз, «учитывая, что ЕС из конструктивной экономической платформы, в качестве которой он создавался, превратился в агрессивного воинствующего игрока, заявляющего о своих амбициях далеко за пределами Европейского континента». По оценке министра, Евросоюз «сливается» с НАТО, фактически «выполняя функции его придатка».
В свою очередь, президент Владимир Путин, выступая на минувшей неделе на Петербургском международном экономическом форуме, заявил, что Москва не возражает против вступления Украины в Евросоюз. «ЕС не является военной организацией, военно-политическим блоком, в отличие от НАТО, поэтому мы всегда говорили, и я всегда говорил, здесь наша позиция последовательна, понятна: мы ничего не имеем против», – сказал он. Другое дело, что в этом случае Украина, по словам Путина, рискует окончательно стать полуколонией Запада – там «кроме леса с Карпат – уже от Карпат скоро одни лысые горы останутся – и пшеницы, кукурузы ничего больше украинского никому не нужно».
«Некоторые разночтения в позициях президентской ветви власти и МИД РФ можно свести к единому знаменателю, – сказала «НГ» заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, доктор политических наук Надежда Арбатова. – В принципе уход Украины из сферы влияния России нежелателен по определению, однако в случае Евросоюза он не столь драматичен, поскольку ЕС в отличие от НАТО не является военной организацией».
Эксперт напомнила, что восемь лет назад перспектива подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС, предусматривающего создание зоны свободной торговли, вызвала негативную реакцию Москвы не только из-за столкновения двух региональных проектов – «Восточного партнерства» ЕС и Евразийского проекта России. В российском руководстве возникли подозрения относительно того, что «Восточное партнерство» является дымовой завесой для расширения НАТО на пространство СНГ. Специальная военная операция России обосновывалась, в частности, противодействием расширению альянса и ее военной инфраструктуры на Украину.
«Кроме того, Кремль исходит из того, что путь Украины в ЕС будет долгим и очень непростым, учитывая и прежний, и настоящий опыт стран-кандидатов. Иными словами, Киеву придется приложить много усилий, чтобы соответствовать предъявляемым требованиям к кандидатам на членство», – подчеркнула Арбатова.
ЕС уже ввел в отношении России шесть пакетов жестких санкций, и на саммите рассмотрят возможность введения седьмого. Отвечая на вопрос «НГ», будет ли принят очередной пакет рестрикций, источник сказал, что этот вопрос еще некоторое время будет находиться на стадии согласования. Главное, по его словам, «устранить любые лазейки для обхода Россией санкций».
Между тем американский дипломатический источник сообщил «НГ» о совместной активной деятельности Вашингтона с партнерами по «большой семерке» над ужесточением антироссийских санкций. По его словам, на открывающемся 26 июня в Германии саммите G7 его участники намерены обсудить пути усиления дипломатического и экономического давления на Москву. Это и дальнейшее расширение круга лиц, на которых распространяются визовые ограничения, и ужесточение экспортного контроля над сделками с Россией, и конфискация попавших под санкции российских активов для восстановления Украины. Правда, для изъятия замороженных активов на нужды Украины придется устранить ряд юридических препятствий, над чем страны G7 уже работают, подчеркнул источник.