Элизабет Борн и Эмманюэль Макрон озадачены результатами выборов в Национальное собрание. Фото Reuters
В результате второго, решающего тура парламентских выборов во Франции впервые за 20 лет глава государства не получил абсолютного большинства в Национальном собрании (нижней палате). Простое большинство, возможно, не помешает Эмманюэлю Макрону назначить правительство своих сторонников, но точно усложнит проведение обещанных им реформ. Для утверждения законов центристам-«макронистам» придется вести переговоры с депутатами от других политических сил в поисках ситуативных союзов.
Президентская коалиция «Вместе!», хотя и выиграла формально прошедшие в воскресенье парламентские выборы, однако потеряла большинство. Как сообщило в ночь на понедельник МВД Франции, у сторонников Макрона будет 245 мандатов, тогда как для большинства в Национальном собрании требовалось 289. Их главный конкурент – блок левых партий «Новый экологический и социальный народный союз» (NUPES) во главе с Жан-Люком Меланшоном добился 131 мандата. С таким результатом NUPES становится главной оппозиционной силой в парламенте.
«Национальное объединение» Марин Ле Пен прошло в парламент с «историческим» результатом – 89 мест, что в десять раз больше, чем до сих пор. Это позволит правым радикалам сформировать собственную фракцию. Правые «Республиканцы», потеряв позиции основной оппозиционной партии, сохраняют в парламенте 61 депутата.
С точки зрения Макрона, результаты выборов вряд ли можно считать успешными. Традиционно во Франции итоги голосования на парламентских выборах, проходящих вскоре после президентских, рассматриваются как своего рода подтверждение поддержки главы государства со стороны избирателей. Теперь это первый случай после конституционной реформы 2000 года, когда партия президента не будет иметь большинства в Национальном собрании.
Комментируя «НГ» результаты выборов, главный научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН, доктор политических наук Наталия Лапина отметила: «Такого в истории Пятой Республики еще не было: правительственному блоку в законодательном органе будут противостоять несистемные партии. Во Франции возникло более представительное с политической точки зрения Национальное собрание. И, что важно подчеркнуть, это произошло без институциональной реформы и введения пропорционального голосования. Отныне там существует трехполюсное политическое пространство: в центре партия Макрона, переименованная в «Возрождение», слева блок NUPES, на правом фланге – «Национальное объединение».
По мнению эксперта, новая структура политического пространства и продвижение правых и левых радикалов отражают глубокие социальные сдвиги, прежде всего связанные с фрагментацией среднего класса. Нижняя его страта по своему положению все чаще приближается к рабочему классу и служащим, которые современной французской социологией объединяются единым понятием «народных классов». Эти люди тяжело переживают утрату социального статуса, отсутствие перспектив для себя и своих детей, они с пессимизмом смотрят в будущее. Кто-то из них поддерживает правых или левых радикалов, кто-то вообще отказался от участи в выборах – свыше 53% французов во втором туре не участвовали. «Выборы показали, что Франция политически разделена на два блока: «элитарный», его представители голосуют за Макрона, и «народный», который не доверяет президенту», – утверждает эксперт.
Перед вторым туром Макрон призвал французов обеспечить ему солидное большинство в парламенте «во имя высших национальных интересов». Указав на геополитический кризис и продолжающийся конфликт в Украине, он предостерег соотечественников: «Не может быть ничего хуже, если к мировому беспорядку добавится еще и беспорядок французский».
Меланшон, со своей стороны, поставил задачу-максимум – вырвать власть у «макронистов», завоевав большинство в парламенте. А также принудить Макрона к «сожительству» оппозиционных друг другу президента и правительства. С больщинством в парламенте у Меланшона не получилось, а принудить президента к «сожительству» леворадикальному политику оказалось по плечу.
Для проведения реформ Макрону и его коалиции им придется искать ситуативные альянсы с депутатами от других сил – с риском замедления или даже блокирования законотворческой деятельности. Премьер-министр Элизабет Борн уже заявила, что потеря блоком «Вместе!» большинства представляет угрозу для страны «на фоне вызовов, с которыми нам предстоит столкнуться как на национальном, так и на международном уровне». По ее словам, с понедельника кабинет министров начал формирование «активного большинства».
Очевидно, что новая трехполюсная структура во Франции создает основы политической нестабильности в будущем. Тем более что многие вопросы, по словам Латиной, пока остаются без ответа. Сохранит ли пост премьер-министра Борн или президенту придется подыскивать новую кандидатуру, которая отражала бы сдвиги в составе парламента? Как будут вести себя союзники партии власти, а именно Эдуар Филипп, возглавляющий партию «Горизонты» и претендующий на президентское кресло в следующей легислатуре, или Франсуа Байру, лидер «Демократического движения», явно недовольный слабым представительством своей партии в составе нынешнего правительства? Нет уверенности и относительно будущего NUPES, который изначально создавался как электоральный альянс: будут ли депутаты, представляющие такие разные политические силы, как коммунисты¸ социалисты, экологи, действовать единым фронтом. «В общем, президента Макрона в ближайшем будущем ждут очень непростые политические времена», – заключила эксперт.