Фото Reuters
Генсек Коммунистической партии Китая (КПК) Си Цзиньпин на заседании политбюро призвал создать гарантии, чтобы у должностных лиц не было ни возможности, ни желания нечестно наживаться. Партия не может позволить себе проиграть этот бой. Комментаторы связывают выступление с предстоящим осенью съездом КПК, накануне которого в партгосаппарате пройдет перестановка и чистка кадров. Только незапятнанные останутся на своих местах. Директивы тут предельно конкретны. Чиновники должны сообщать о бизнесе своем и родных и возможных нарушениях закона.
Си напомнил, что партии 100 лет и она вступила во второе столетие своей истории. Нужно, чтобы коммунисты не потеряли тех черт характера, которые были им свойственны, когда КПК зарождалась. Подтекст этого пассажа очевиден. Сам Си и другие идеологи партии неоднократно обсуждали уроки краха КПСС. Главный вывод состоял в том, что ее руководство морально разложилось и потеряло авторитет в глазах масс. КПК не должна повторить судьбу правящей партии в Советском Союзе.
Как передает пекинская пресса, генсек обобщил опыт антикоррупционной борьбы с тех пор, как он пришел в 2012 году к власти. По его словам, к продажности нельзя проявлять терпимость, нужно расширять надзор над каждым членом партии и чиновником. Следует без колебаний «применить нож и вырезать всю опухоль».
Су Вэй, профессор партийной школы в мегаполисе Чунцин, говорит, что, поскольку в правительствах в центре и на местах будет проводиться перестановка кадров, было необходимо напомнить партийцам, что подъема по карьерной лестнице могут ожидать только те чиновники, у кого безупречная репутация. На этот счет общий отдел ЦК КПК издал конкретные директивы, касающиеся бизнеса, которым занимаются члены семей чиновников, включая жен и детей.
Согласно директивам, чиновники должны докладывать о бизнесе членов семей и предоставлять объяснения в тех случаях, когда было допущено нарушение правил. Те, кто не сообщил о нарушениях, должны быть наказаны по закону. Нужно гарантировать чистое управление снизу доверху. Чем выше должность чиновника, тем более жесткой проверке он должен подвергаться.
Агентство «Синьхуа» подчеркивает, что под воздействием партии многие кадры сами приходили в отделы по проверке дисциплины и признавались в нарушениях. В 2019 году число таких людей составило 10 357, в 2020-м – 16 000, в 2021-м – 38 000. В мае нынешнего года Центральная комиссия по проверке дисциплины опубликовала статью, где говорилось, что в Китае, как и на Западе, существует так называемая вращающаяся дверь между должностью в госаппарате и работой в той же области в частном секторе. Сейчас расследуются дела по крайней мере 20 старших чиновников из финансового сектора.
В этом плане характерно «дело Го Дэцина». Раньше он был председателем Политического консультативного совета в городе Байинь в провинции Ганьсу. Выйдя в отставку, он стал работать в частной фирме, успешно используя связи во власти. Это вдвое превысило размеры взяток, которые он брал, находясь на госслужбе. Го – мелкая сошка на периферии. Но частый бредень борцов за чистоту рядов затронул на днях и такую крупную фигуру, как Чжан Уфэн, занимавший пост директора и главы парторганизации в Государственной администрации продуктов питания и стратегических резервов.
В чем состоят обвинения, не объявлено, но, как пишет South China Morning Post, раз человеком занимается комиссия по проверке дисциплины, значит, это коррупция. Впервые под расследование попал столь высокий чиновник в секторе продовольствия.
В беседе с «НГ» Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ, отметил: «Масштабы коррупции уменьшились по сравнению с тем, что было 5–10 лет назад. Си скорее всего подразумевает не коррупцию как таковую, а заметное уменьшение лояльности чиновников по отношению к государственной власти. В условиях противостояния с США это больше всего волнует Си. На первом этапе борьбы с коррупцией в 2014–2017 годах Си добился очень важного успеха: он разгромил региональные группировки в партии, которые ориентировались на разные группировки в США, в Европе. То есть он консолидировал общество. Тем не менее, судя по нынешним высказываниям блогеров со ссылками на неназванных членов политбюро, там есть те, кто сомневается, что нужно идти на жесткое противостояние США. Таким образом, Си хочет максимально задействовать антикорррупционный рычаг, чтобы противостоять попыткам раскола. Что касается призывов чиновников к признанию, это не возрождение практики времен Мао Цзэдуна. Партия хочет облегчить работу правоохранителей».
В Китае борьба с коррупцией идет успешно. Может ли это быть примером для России? Отвечая на этот вопрос, эксперт сказал, что в Китае это, во-первых, борьба с засильем региональных кланов и их влиянием на экономику. В РФ, в принципе, региональные кланы были раздавлены в 2010–2012 годах. Во- вторых, в Китае добились нулевой терпимости к коррупции. Это значит, на бытовом уровне дать взятку чиновнику практически невозможно, заключил Маслов.