На Западе надеются, что украинское зерно не останется на полях и в зернохранилищах. Фото Reuters
МИД РФ заявил, что «если в ближайшее время грузовой транзит между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации через Литву не будет восстановлен в полном объеме, то Россия оставляет за собой право на действия по защите своих национальных интересов». Между тем решение Литвы прекратить транзит российской стали по своей территории до Калининграда было принято с санкции Евросоюза. Это похоже на попытку оказать на Россию воздействие из-за ее позиции по поводу экспорта украинского зерна. Во всяком случае, такой вывод можно сделать после встречи министров иностранных дел ЕС в Люксембурге. Она была посвящена ситуации, сложившейся с экспортом продовольствия из Украины.
Тональность обсуждения на Совете ЕС по иностранным делам задал глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис. Он объяснил, почему его страна остановила транзит российской стали через свою территорию до Калининграда – соответствующее уведомление литовские железнодорожники направили своим калининградским коллегам 18 июня. Ландсбергис сказал, что решение было принято «после консультаций с Еврокомиссией и по ее рекомендации». Дело в том, что 17 июня закончился срок, отведенный Брюсселем на вступление в полной мере запрета на импорт российской стали в Евросоюз. Предполагалось, что до этого времени будут закрыты, без возможности продления, все соответствующие контракты. Правда, относительно запрета транзита запрещенных товаров в текстах принимаемых ЕС санкционных пакетов не было особой ясности.
Литовский запрет пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал беспрецедентным и пообещал, что российские власти определятся с ответом. МИД РФ, в свою очередь, вызвал посла Литвы. В заявлении внешнеполитического ведомства РФ указано, что Россия оставляет за собой право на действия по защите своих национальных интересов. Что имеется в виду, не конкретизировано.
На своей странице Telegram вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев заметил, что решение Литвы нарушает целый ряд международных договоренностей. В том числе – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией от 1994 года. В 12-й статье этого документа прописано, что «каждая сторона обеспечивает свободный транзит через свою территорию товаров, происходящих из таможенной территории или предназначенных для таможенной территории другой стороны».
В протесте, который выразил российский МИД, указывается еще, что Литва не предупредила о своем решении запретить транзит стали. Это особенно бросается в глаза, учитывая отсутствие ограничений на передвижение российских фур через литовскую территорию до Калининграда. ЕС, запретивший автомобильные грузоперевозки на свою территорию из РФ и Белоруссии, сделал для этого маршрута исключение.
Таким образом, можно предположить, что запрет на транзит стали введен в последний момент и действительно после консультаций Вильнюса и Брюсселя. В дальнейшем, как пообещал Ландсбергис, литовским маршрутом в Калининградскую область не будут пускать прочие подсанкционные товары, когда переходный период на закрытие контрактов по ним истечет окончательно. С 10 июля это коснется, например, цемента и алкоголя, с 10 августа – угля, с 5 декабря – нефти.
Побудительный мотив Литвы стал ясен после заявлений, сделанных в Люксембурге. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель не только поддержал Ландсбергиса, но и упомянул запрет на транзит стали в контексте ситуации с украинским зерном. Он обвинил Россию в умышленной блокаде портов Украины с целью помешать вывозу украинской пшеницы. «Это настоящее военное преступление, поэтому я не могу представить, что это будет продолжаться слишком долго», – сказал Боррель. Он призвал не сравнивать эту ситуацию с запретом на транзит российской стали. Однако сравнение, конечно, напрашивается.
Позиция руководства России по поводу транзита украинского зерна многократно излагалась, в том числе Владимиром Путиным, и остается неизменной. Вина за проволочки с экспортом украинского зерна лежит на Украине, которая не хочет разминировать акваторию контролируемой ею части Черного моря. При этом Россия не возражает против транспортировки зерна по суше, в том числе через Белоруссию, а также через контролируемую РФ территорию. О взаимосвязи этого вопроса с транзитом стали российские официальные лица не говорят.
Как бы то ни было, в документе, принятом по итогам встречи в Люксембурге, утверждается, что ЕС намерен содействовать транспортировке зерна из Украины разными путями – как морским, самым быстрым, удобным, а главное, безопасным, так и сухопутным. Однако белорусский маршрут в Евросоюзе отвергают. Содействие Украине в налаживании сухопутных перевозок планирует оказать не только Брюссель, но и Вашингтон. Правительство Польши ранее заявило о том, что в качестве основного порта, через которое будет идти украинское зерно, рассматривает Гданьск.
Заявления Литвы и Борреля могут свидетельствовать и о том, что в ЕС не удовлетворены результатами посреднической миссии ООН и Турции с целью способствовать налаживанию украинского экспорта зерна морем. На решение вопроса осталось не так много времени. Основными покупателями украинского зерна являются неевропейские страны, в том числе Северная Африка – Тунис, Ливия, Египет. ООН опасается, что проблемы с продовольствием в этом нестабильном регионе могут быть уже в ближайшие месяцы.