Мэр Анкары Мансур Яваш – главный соперник президента Эрдогана на будущих выборах. Фото с сайта www.ankara.bel.tr |
Сопоставление между Эрдоганом и четырьмя оппозиционерами проводила компания Metropoll. По ее оценкам, самое крупное поражение действующий глава государства может потерпеть в результате схватки во втором туре с мэром Анкары Мансуром Явашем: 36,4 против 50,3% голосов. За ним идет стамбульский градоначальник Экрем Имамоглу, которому респонденты дают 46,7 против 39,4% у Эрдогана. Меньший разрыв, в 2–3 процентных пункта, исследование предрекает столкновению турецкого лидера с председательницей «Хорошей партии» Мераль Ашкенер или главой Республиканской народной партии (РНП) Кемалем Кылычдароглу. Но при всех сценариях, описанных Metropoll, нынешний президент оказывается в положении проигравшего.
С уверенностью обойти Эрдогана смогут только Яваш и Имамоглу, отметил руководитель Metropoll Озер Сенджар. «Шансы двух других кандидатов очень малы. Неопределившиеся избиратели решат исход», – заявил социолог, комментируя результаты опроса.
Более оптимистичные, но тем не менее настораживающие сценарии эксперты в последнее время рисуют и для возглавляемой президентом Партии справедливости и развития (ПСР), которая сейчас находится в альянсе с Партией националистического движения. Так, недавнее исследование компании ORC продемонстрировало, что соратники Эрдогана смогут набрать на парламентских выборах 27,7%. Это больше, чем у остальных политических сил, однако значительно слабее, чем результаты предыдущих гонок за места в Великом национальном собрании.
Принято считать, что рейтинги отражают недовольство электората положением в экономике. Официальный уровень инфляции в Турции в настоящее время превысил 73%. Но критики власти утверждают, что истинная цифра может оказаться трехзначной, а опросы общественного мнения фиксируют, что подавляющая часть населения не испытывает доверия к официальной статистике. В то же время, по оценкам британского журнала Economist, турецкая лира, которая восстановила позиции в начале года благодаря введению программы страхования вкладов и продаже местным центральным банком долларовых резервов, «теперь готовится к очередной аварийной посадке» после обещания Эрдогана о новом снижении процентных ставок.
Всеобщие выборы должны пройти в Турции по графику, в июне 2023 года, несмотря на призывы оппозиционеров организовать досрочное голосование. Общаясь на днях с представителями молодежи в провинции Ван, Эрдоган подтвердил, что досрочных выборов не будет. Вместо всех разговоров по этому поводу действующий президент посоветовал своим оппонентам лучше подготовиться.
Впрочем, у оппозиции есть опасение, что высшее руководство не даст ей возможности победить. Как сигнал был воспринят недавний приговор главе стамбульского отделения РНП Джанан Кафтанджиоглу, которую обвинили в оскорблении президента и публичном унижении государственных институтов. Над ее однопартийцем Имамоглу, потенциальным оппонентом президента, нависла угроза такого же приговора. Прокуратура обвиняет мэра в оскорблении официальных лиц, которые попытались оспорить его победу на выборах мэра в 2019 году. Вердикт по делу Имамоглу ожидается в сентябре. Если вина оппозиционера будет доказана, ему грозит до четырех лет тюремного заключения и запрет заниматься политикой.
Исполнительный директор базирующегося в Стамбуле аналитического центра IstanPol Institue Серен Сельвин Коркмаз предположила, что судебные процессы должны усилить давление на критиков власти в преддверии всеобщих выборов. По ее словам, напряженность в контактах между оппозиционными политиками и турецкой вертикалью может пойти по нарастающей по мере приближения июня 2023 года.
Как считает бывший глава турецкого Союза судей и прокуроров Омер Фарук Эминагаоглу, само начало судебных преследований может создать почву для покушений на жизнь видных представителей оппозиции. Тем более что лидер РНП уже переживал такие нападения. «Эта атмосфера, – отмечает Эминагаоглу, – сигнализирует нам о том, что подобные атаки могут умножиться в период предвыборной кампании».
В преддверии парламентских выборов 2015 года, как отмечают аналитики, оппозиция тоже испытывала огромный прессинг. Однако за семь лет турецкий политический ландшафт претерпел качественные изменения, предупреждают в экспертной среде. «В 2015 году оппозиция не высказывалась против того, что происходило, действуя в границах, очерченных властью, – говорит политический обозреватель Эсат Айдын. – Сегодня перед нами оппозиция, которая ужесточает риторику, когда правительство ужесточает свою».