Фото сайта www.gov.kz
Глава МИД Китая Ван И проводит в Казахстане конференцию с министрами иностранных дел Центральной Азии. Такие встречи проходили и раньше, но события в Украине придают им чрезвычайный характер. В бывших советских республиках обесценивается национальная валюта, растут цены на продовольствие. Поскольку Китай давно стал ведущим экономическим партнером этих стран, они надеются на поддержку. Пекин получает из региона нефть и газ, заинтересован в охране своих инвестиций. Но эксперты сомневаются в том, что Китай готов взять на себя активную роль в сфере безопасности.
Как подчеркивает газета Global Times, издаваемая в Пекине, это третья встреча в формате «Китай + 5 стран Центральной Азии». Она призвана укрепить дружбу Китая с ними и расширить двустороннее и многостороннее сотрудничество в энергетике, торговле, снабжении продовольствием и в области безопасности в свете конфликта между Россией и Украиной.
Этот конфликт оказал огромное влияние на всю Центральную Азию. Как говорит Чжу Юнбяо, директор Центра афганских исследований в Университете города Ланьчжоу, подорожали продукты питания, наблюдаются даже перебои с их поставками, выросла безработица. По словам другого китайского эксперта – Ван Сяньцзюя, заместителя директора российских исследований в Народном университете, многие из этих стран очень зависят от денежных переводов из России, а курс валют колеблется. На конференции речь пойдет о том, как смягчить эти трудности путем реализации проектов экономического сотрудничества с Китаем. В фокусе внимания будет также Афганистан. Участники встречи, как ожидают, заявят о поддержке мирной реконструкции Афганистана.
Нельзя забывать и о том, что в начале нынешнего года Казахстан подвергся «нападению террористов», которое привело к жертвам и социальным потрясениям, подобных которым не было в течение десятилетий, напоминает пекинская газета. Ван И сказал тогда заместителю премьер-министра и главе МИД Казахстана Мухтару Тлеуберди, что Китай желает усилить сотрудничество с Казахстаном в правоохранительной области, чтобы совместно противостоять проникновению внешних сил и предотвратить любые попытки устроить цветную революцию.
Еще один нюанс. Визит Ван И проходит после того, как в Казахстане состоялся референдум по изменениям в Конституции. А они предусматривают сокращение полномочий президента. Это противоречит тенденции укрепления личной власти председателя Си Цзиньпина в Китае. Тем не менее представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил, что Китай твердо поддерживает Казахстан в выборе такого пути развития, который соответствует условиям в государстве.
Вряд ли на конференции будут открыто говорить о роли России в регионе. Но за кулисами обсуждение неизбежно. «НГ» (см. номер от 26.01.22) писала, что между Китаем и Россией сложилось своего рода разделение труда. Китай вкладывает деньги, обеспечивая себе поставку газа, нефти, даже урана, а Россия тратит средства на охрану рубежей Центральной Азии. Такой порядок Китай вполне устраивал. Спрашивается, Украина меняет эту картину?
В беседе с «НГ» Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ, отметил: «Да, Китай вносит коррективы в свою политику. Он крайне озабочен ситуацией. До февраля у Китая и России существовал модус вивенди. Хотя могли быть разногласия из-за влияния на разные властные группы и на топливно-энергетический сектор, они успешно преодолевались. Сейчас ситуация другая. Китай не уверен, что Россия готова играть серьезную роль в Центральной Азии, не решив вопрос в Европе».
Поэтому Китай и активизировался. «Ван И выдвигает тезис: странам региона не следует участвовать в операциях или инициативах, которые не приносят им непосредственной выгоды. Это министр говорил на встречах с членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и с министрами островов Океании, куда он только что совершил поездку. Нужно быть самостоятельными. То есть, как ни странно, министр пытается создать движение за неучастие в нынешних конфликтных ситуациях», – сказал эксперт.
Иначе говоря, Китай выступает в роли доброго батюшки, который оберегает «неразумные государства» от втягивания в конфликты, которые им невыгодны. Это и дает Китаю возможность увеличивать свое влияние в Центральной Азии, подчеркивает Маслов. Что касается помощи Китая в решении проблемы безработицы или укрепления валют этих государств, то Китай, вероятно, пойдет по иному пути. Китай будет готов инвестировать в эти страны, но если они позаботятся об охране инвестиций.
«В результате Россия попадает в невыгодную ситуацию. У Москвы и Пекина есть возможность обсуждать Центральную Азию в рамках Шанхайской организации сотрудничества и на двусторонней основе. Но Китай не использует эти механизмы, выдвигает собственные инициативы», – заключил Маслов.